Проблема, с которой столкнулись ВС РФ при проведении мобилизации носит системный характер
28 октября 2022, 20:59 [«Аргументы Недели», Александр Шарковский ]
Военкоматы имеют окружную подчинённость и это, возможно, не совсем корректно. Их работа всё же должна быть как-то централизована, и вершиной структуры должно сделать военный комиссариат страны. Также, возможно, есть смысл собрать в единый кулак мобилизационные управления различных ведомств (МО, Росгвардии, МЧС), за исключением тех, что находятся в составе спецслужб страны (ФСБ, СВР).
К первостепенным задачам военкомата относятся: проведение всеобщей мобилизации населения; документальный учет материальных и биологических ресурсов; призыв кандидатов на срочную службу в войска РФ и подготовительные меры к дальнейшей службе по контракту, в том числе и в МТО войска; оповещение военнообязанных граждан и служащих запаса для явки в сборный пункт военного комиссариата; обучение оборонного характера.
Далее (цитирую руководящий документ) в задачи Военкомов входит: «Организация и осуществление учета транспортных средств, подлежащих мобилизации, участие в контроле за их техническим состоянием, организация пунктов приёмки этих средств. Проведение занятий с гражданами, привлекаемыми к работе в аппарате усиления, с военно-учетными работниками органов местного самоуправления и организаций, а также с врачами-специалистами, средним медицинским персоналом и техническими работниками, привлекаемыми к работе по обеспечению мобилизационных мероприятий, подготовке граждан к военной службе, призыву и добровольному поступлению на военную службу, призыву на военные сборы. Организация их обучения. Организация медосмотра. Проведение работы по проф-ориентации граждан по военно-учётным специальностям».
Переходим к более сложным и объёмным задачам, оказывается, на военкоматы возложена «организация обеспечения в период мобилизации и в военное время мобилизационных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований за счет местных ресурсов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». И прочее, её как минимум 30 весьма объёмных абзацев. Не многовато ли будет? А тут ещё дополнительная нагрузка в виде охоты на уклонистов, которой вполне могла бы заняться полиция без привлечения сотрудников ВК.
Задач много, а личного состава в военкоматах для выполнения всего этого вала работ явно недостаточно. К тому же наверно нет смысла так перегружать военкоматы теми задачами, выполнение которых им не по силам и ограничить круг их ответственности учётом военнообязанных их сбором и отправкой в центры подготовки, а также работа с демобилизованными или уволенными в запас. А всё остальное должны делать специалисты по моб-работе. Радение об инвалидах войны, ветеранах, наградах, которые находят своих героев, погребение погибших или умерших - можно возложить на ветеранские организации и наделить их для того особыми полномочиями.
Остальную работу, связанную с мобилизацией, стоит возложить на соответствующие службы существующие во всех силовых ведомствах России. Речь идет о подразделениях, занимающихся работой по плану «М». При объявлении российскими властями мобилизации в органах местных властей должны создаваться штабы по той же «М» - работе. На которые можно возложить многие задачи мобилизационного характера и первую очередь касающиеся материального обеспечения и размещения вновь набираемого личного состава. Транспорт – это тоже дело местных властей. В целом у них есть возможности для выполнения практически всего перечня задач по «М»-работе за исключением чисто военных.
Обмундирование, вооружения обучение новобранцев и запасников – это дело исключительно относится к обязанностям военных и должно исполняться войсковыми частями. Что касается учёта офицеров -запасников, и подготовки новых офицерских кадров к этой работе стоит подключить Военно-учебные заведения, которые должны контролировать карьеру своих питомцев и набирать кандидатов в курсанты или слушатели академий.
Ещё раз напоминаем, что силовые ведомства России имеют мобилизационные структуры. Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба ВС РФ занимается планированием и организацией проведения организационно-штатных мероприятий по совершенствованию структур органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил; планированием мобилизационного развертывания и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; планированием комплектования мобилизационными ресурсами Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и координация работы по ведению воинского учета граждан Российской Федерации; планированием обеспечения Вооруженных Сил основными видами вооружения, военной техникой и другими материальными средствами. Аналогичная структура примерно с теми же задачами есть и в Росгвардии. Своё Мобилизационное управление имеет и МЧС России. Все вышеперечисленные управления тем или иным образом должны опираться на работу военкоматов. Кроме того, ФСБ и СВР имеют такие же органы, но они не связаны с работой военкоматов и имеют возможность своих запасников призывать самостоятельно.
Стоит признать, что ныне существующая структура, ответственная за мобилизацию, на поверку оказалась слишком дезорганизованной, громоздкой и неповоротливой. Поэтому она требует срочной глубокой реформы, которую придётся проводить с учётом необходимости продолжения работы военкоматов и моб-структур.