В западных СМИ случился очередной скандал. Западные разведки потеряли атомный подводный крейсер специального назначения (АПКСН) К‑329 «Белгород». Мол, он вышел из своей базы на Севере и пропал в морях. Не найти его более. Много было сломано копий по этому поводу, а вот по поводу возвращения К-329, кроме сообщения в паре специализированных блогов, – тишина. Радоваться же надо – конец света отменили. Или не отменили?
Ужас глубин на свободе
Не так давно итальянская газета La Repubblica сообщала, что НАТО направило странам-членам разведсправку с предупреждением о пропаже с базы атомного подводного крейсера спецназначения К-329 «Белгород», прозванного на Западе «Паладином апокалипсиса». Этот совсем недавно введённый в строй ВМФ России корабль известен прежде всего как носитель «Посейдона» – «самоходного подводного аппарата» (СПА). Его часто называют гигантской термоядерной торпедой с ядерным двигателем. При этом газета сообщила, что, несмотря на активацию сетей поиска и слежения за подлодками, обнаружить К-329 и его основную боевую нагрузку практически невозможно. Впрочем, это было не совсем так: после выхода в море крейсер пару раз всё же засветился на спутниковых и иных случайных снимках в надводном положении. А вот затем погрузился, и контактов с ним не было. Во всяком случае никто про это не сообщал.
Западные СМИ тут же начали разгонять панику про К-329, полагая, что он вышел на боевое дежурство. Цель – угроза Западу в нынешней сложной обстановке. Мол, основное предназначение «Посейдона» – вызывать исполинские волны цунами, которые образуются после подрыва специальной (то есть термоядерной) боевой части (СБЧ) в десятки мегатонн у берегов противника. В результате гигантская радиоактивная волна, которая может достигнуть 400–500 м, смоет на своём пути все прибрежные города.
«Кобальтовый ужас» для запугивания читателя
Также живописали, что будет, если сверхмощная СБЧ аппарата просто ударит в берег. А также что произойдёт, если она будет оснащена кобальтовой оболочкой. То есть вместо урановых колец там будут установлены кольца из кобальта-59, который, будучи сильно облучён нейтронами при взрыве, станет сильнорадиоактивным изотопом кобальт-60. Кобальт может создавать длительные и очень радиоактивные обширные зоны загрязнения. В отличие от обычных ядерных и термоядерных взрывов ни через 3 дня, ни даже через неделю или две людям нельзя будет выйти из убежищ или пересекать зоны заражения. По сути, такое оружие может гарантированно в отличие от мифической «ядерной зимы» уничтожить население государства-противника. Или на столетия, а то и более лишить его доступа к побережьям. Дезактивировать сотни тысяч и миллионы очень заражённых квадратных километров почти нереально.
«Кобальтовые заряды» были предсказаны физиками «на кончике пера» на заре ядерного оружия, но никогда и никем не испытывались – слишком опасно. Были лишь микроэксперименты по добавке кобальта на одном из английских атмосферных взрывов в 1957 г. и в одном из подземных экспериментальных взрывов в СССР в 1971 году. Но СМИ Запада и не таким пугают, тем более если в деле замешаны русские.
Не всё так однозначно
Однако вызывать цунами – это не единственное возможное предназначение «Посейдона». Аппарат, способный двигаться неделями на глубинах более одного километра и скоростях более 110 уз. (200 км/ч), практически неуязвим.
Интересно и то, что у нас «Посейдон» никакой торпедой не считается. Это «самоходный подводный аппарат», хотя и очень похожий на торпеду. Исполинская «сигара» характерной формы длиной более 25 м, калибром 1, 5–1, 6 м и массой более 100 т, выстреливаемая из торпедного аппарата либо выходящая оттуда самоходно – такие торпеды тоже известны. Отнесение 2М39 к классу СПА говорит о том, что его использование возможно не только в случае боевых действий, но и в мирное время: боевое дежурство, слежение за целями и прочее.
Торпеда, находящаяся в воде вне установленных полигонов да ещё вблизи подводной лодки или эскадры противника, – это уже война. А СПА – нет, и трогать его нельзя, да и опасно. Поэтому, вероятно, что куда более важной функцией «Посейдона» будет слежение за базами подлодок противника с целью их своевременного уничтожения в нужный час. А также за крупными эскадрами и авианосными соединениями. Возможны и чисто исследовательские функции, так как аппарат имеет множество типов нагрузок. Но обывателей и политиков больше всего пугает возможность именно создания цунами как в ответном ударе, так и в «ударе в назначенное время».
Правда, непонятно, каким образом «Посейдон» на своих рабочих глубинах может получать приказы, как следить за целями и так далее. Дело в том, что радиосигнал на такие глубины не проходит – максимум 200 м. Но, очевидно, работу «Посейдона» будут обеспечивать другие необитаемые аппараты поменьше и помедленнее – разведчики, ретрансляторы сигнала и так далее.
Первый штатный носитель и другие
Атомный подводный крейсер специального назначения К-329 «Белгород» был введён в строй в этом году. Это гигантская атомная субмарина подводным водоизмещением более 34–35 тыс. тонн. Практически – самый большой подводный корабль мира и точно самый большой из недавно построенных. Сейчас есть только один класс тяжёлых атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, имеющий большее водоизмещение, – это проект 941 «Акула» по кличке «Водовоз». Так эти корабли назвали потому, что из 50 тыс. т подводного водоизмещения вода составляет почти половину. Это самый высокий показатель среди подлодок, который повышает живучесть и вертикальную маневренность.
«Белгород» способен нести множество подводных беспилотников, включая такие крупные, как «Клавесин-2РМ». Этот аппарат уже в серии и даже выставляется открыто на выставках, что не мешает некоторым ТВ-каналам и СМИ показывать его вместо «Посейдона». Путаница связана, видно, с демонстрировавшимися В. Путиным 1 марта 2018 г. знаменитыми роликами, где был и «Клавесин», стартующий со специального порта на «спине» как раз «Белгорода». Также был и «Посейдон», выходящий из торпедного аппарата.
Может «Белгород» быть и «маткой» для «атомной глубоководной станции 1‑го ранга», то есть разведывательно-диверсионной сверхглубоководной субмарины. В частности, для находящегося сейчас на ремонте и восстановлении после катастрофического пожара «Лошарика» и других кораблей этого типа. Словом, много чего умеет эта подлодка. Также она является первым штатным носителем «Посейдонов». Считается, что их на борту 6 или 8. Встречалась и цифра 10. Есть на корабле и обычные торпедные аппараты.
Каким образом «Посейдон» может возвращаться обратно на корабль, если не использован, – неизвестно. Возможно, на лодку он и не возвращается, а его подбирает один из надводных кораблей, замеченных в работе с этим проектом. Речь идёт об «универсальных морских транспортах вооружения», «спасательном буксирном судне» и «океанографических исследовательских судах» типа «Звёздочка», также иногда именуемых «атомной серией».
Кроме головной «Звёздочки» все построенные и строящиеся такие суда имеют имена академиков, ковавших ракетно-ядерный щит нашей страны. Эти суда замечены и в транспортировке макетов «Посейдонов» и их контейнеров, и работе с подлодкой Б-90 «Саров». Она являлась базовой платформой для испытаний «Посейдона» до ввода в строй «Белгорода» как штатного боевого носителя.
Кроме К-329 у «Посейдона» будут и другие носители. Известно о первом именно специализированном («Белгород» слишком универсален) носителе – подводном крейсере «Хабаровск», куда меньших размеров, несущем 6 «Посейдонов». Он строится в Северодвинске и скоро также выйдет на испытания. Есть сведения и о серийном проекте на базе «Хабаровска» – проекте 09853, которых будет ещё 3 или 4. Якобы один из этих кораблей также уже строится, что сомнительно до ввода в строй головного корабля столь новой конструкции.
У страха глаза велики
Что до страхов западной публики, то можно сказать следующее. Раз не было никакой официальной и даже неофициальной информации о приёме «Посейдона» на вооружение, то в настоящий момент изделие проходит госиспытания уже с первого штатного подводного носителя. До этого они проходили с лодки «Саров» и других носителей. В случае их завершения об этом будет объявлено. Что, конечно, сыграет свою роль в «войне нервов» между Россией и США с НАТО. Впрочем, могут и промолчать, известив США по неофициальным каналам, или обойдясь и без этого.
Как уже было сказано выше, совсем недавно «Белгород» вернулся на базу. Но никто, кроме узких профессионалов, не описал это событие в СМИ. Видимо, писать и далее о «скором конце света по приказу Путина» куда интереснее и прибыльнее, чем признать, что испугались обычного испытательного, а не боевого выхода «Паладина апокалипсиса».