Вмешательство Польши в боевые действия на Украине постепенно переходит все границы. По сообщениям с фронтов, в недавних наступательных операциях ВСУ участвовало множество польских наёмников. Причём речь идёт о тысячных отрядах, несущих огромные потери. И есть обоснованные сомнения в том, что эти наёмники в немалой массе не получают у себя на родине второе жалованье в Войске Польском. Подобная политика наверняка приведёт Варшаву к страшным последствиям. Но там этого не понимают, продолжая тащить страну к военному столкновению с Россией, то есть к пропасти.
Дух Пилсудского встал из могилы
Судя по поведению на Украине и политике лихорадочных военных закупок и реформ в армии, поляки готовятся к войне. Но с кем? С Россией? Похоже, что англосаксы выращивают очередного «бультерьера», которого можно натравить на нас, а потом «кинуть» и наблюдать, как его бьют, издалека помогая оружием и деньгами.
Более того, Польша намерена стать самой сильной в военном отношении страной НАТО, кроме, конечно, США и Турции. Польские политики делают амбициозные заявления вроде недавних высказываний премьера Моравецкого о том, что «Польша – локомотив развития в Европе». И о претензиях на общеевропейское лидерство. Мол, Варшава «формирует точку зрения стран, переживших коммунизм». Ни больше ни меньше.
В Варшаве в отношении России совершенно зря бряцают оружием. Все эти неадекватные действия или заявления вроде идей о том, что можно топить русские корабли в Балтийском море норвежскими ракетами, приведут Польшу только к поражению. Похоже, поляков вдохновили последние события на Украине, которые они неправильно интерпретируют. В результате их курс ведёт к опасности, как говорят моряки. Украина населена не чужими нам людьми, и это – будущие наши сограждане. Другого выбора уже нет. После частичного мобразвёртывания армии России шансов у ВСУ уже не будет. Да и у Войска Польского даже в неядерном варианте. И вряд ли Варшаве помогут новые закупки вооружений.
Польские шопоголики
Недавно польское руководство объявило о планах по закупке вооружений, военной и специальной техники (ВВиСТ) для Войска Польского. Они впечатляют размахом и своей явной несбыточностью. Поведение польских властей на рынке вооружений сейчас можно охарактеризовать как поведение шопоголиков на распродаже. С той лишь разницей, что никакой распродажи со скидками не наблюдается. Наоборот, цены для поляков выставляют очень высокие.
Так, список включает в себя контракты на поставку 48 155‑мм САУ «Краб». Этот «кадавр», полученный сочетанием французского ствола, старой английской башни и корейского шасси зовётся «польской» САУ, потому что собирается это всё в Польше. Всего пока было выпущено чуть более 120 «Крабов», из которых 18 поляки передали ВСУ. Также были законтрактованы 30 машин артиллерийской разведки.
Недавно в Польшу прибыли первые ударные БПЛА «Байрактар» ТВ-2 из Турции. Министр обороны Блащак также заявил, что Польша желает купить 96 ударных вертолётов «Апач» АН-64Е у США. Мол, они нужны для поддержки танков «Абрамс». Польша законтрактовала 250 таких танков новейшей версии М1А2С. Поставки скоро начнутся и продлятся почти 5 лет.
Танковый «зоопарк»
Польское руководство продолжает разводить у себя разномодельный «зоопарк», способный свести с ума и эксплуатантов, и ремонтников. Поляки подписали предварительный контракт на 180 южнокорейских танков К2 с поставкой в течение 4 лет. Первые 10 машин для обучения они рассчитывают получить уже в этом году. Более того, Польша желает получить ещё 820 танков модернизированной под свои требования версии K2PL, причём большую часть поляки планируют собирать сами.
В принципе К2 – неплохая машина. Если бы она появилась лет на 10 раньше, то была бы чем-то очень выдающимся. Но сейчас это просто очень дорогой танк, обладающий рядом совершенно ненужных полякам возможностей вроде гидропневматической подвески с изменяемым клиренсом. Она нужна корейцам из-за большого числа гор и холмов, но снижает надёжность машины. Да и вряд ли защита «корейца» адекватна тем угрозам, которые ему встретятся на центральноевропейском театре военных действий. К тому же темп выпуска танков мал. 200 танков корейцы «мучили» достаточно долго, да ещё и выпустили их с разными наборами трансмиссий и двигателя. Что они поставят полякам и в какие сроки – неизвестно. И планы на 1000 машин не очень стыкуются с реальными возможностями промышленности и Южной Кореи, и особенно Польши.
Мечты зашкаливают
Также Польша решила расширить «зоопарк» и в артиллерии. Варшава хочет закупить 212 155-мм южнокорейских САУ К9А1. Именно на её шасси построен «Краб». А самих «Крабов» поляки хотят иметь в итоге аж 672 – пупок-то у бюджета не развяжется?
Но и это ещё не всё. Польша возжелала иметь аж 500 РСЗО HIMARS M142. Проблема только в том, что столько их и в природе нет. В американских армии, Нацгвардии и Корпусе морской пехоты их порядка 350. Ещё штук 100 наберётся у иностранных пользователей, включая и ВСУ. Есть большие сомнения, что столько полякам продадут. Есть вопросы и с количеством выпущенных ракет, особенно с корректируемыми. Украинцы их потратили столько, что для пополнения запасов ВС США пришлось заключать срочный контракт. Но если и произведут – куда столько установок? К тому же США сами намерены серьёзно увеличить свой парк HIMARS как раз на 500 штук. Поэтому поляков в планах на производство у них нет.
Также в планах закупка 1400 БМП «Барсук» польской разработки. Двигатель у этих машин немецкий, трансмиссия – из США, пушка оттуда же, ПТУР – израильские. Опять же вопрос, смогут ли польские заводы эту БМП произвести. Все предыдущие попытки проваливались.
А ещё Польша желает прикупить последнюю модификацию американского истребителя F-16. К ним в довесок у Южной Кореи поляки законтрактовали уже 48 учебно-боевых самолётов FAe_SNbh50. Южнокорейцы продают его бедным странам, неспособным купить нормальный самолёт на Западе или по политическим причинам у России и Китая.
А на какие шиши?
Такое ощущение, что неадекватный польский кабинет, про министерство обороны которого сами поляки грустно шутят, что там психиатра на должности министра сменил его пациент (предыдущий министр был психиатром), скупает вообще всё оружие, до которого может дотянуться. Причём по любой цене. При этом у Варшавы есть мечты довести армию по численности аж до 300 тыс., а затем и до 400 тысяч. А к 2035 г. аж до 500 тыс. человек. Возникает вопрос – а на какие шиши?
Недавно польским кабинетом министров был утверждён проект госбюджета на 2023 г., предусматривающий самые большие в истории современной Польши военные расходы. Только напрямую по разделу «национальная оборона» планируют выделить в 2023 г. 97, 445 млрд злотых (20, 73 млрд долларов), что означает рост примерно на 68% по сравнению с ожидаемым фактическим уровнем в 2022 году. Также дополнительно будет выделено ещё около 30–40 млрд злотых из фонда поддержки ВС, организованного польским госбанком. Таким образом, планируемый объём прямых военных расходов Польши в 2023 г. должен составить оценочно около 3, 3% ВВП, а с учётом дополнительных средств – 4, 3–4, 6% ВВП. Но это – если будет экономический рост, который Варшава себе «намечтала», а его не будет при таких ценах на энергоносители.
Война на два фронта?
При этом Польша смотрит и не только в сторону России, Украины и Белоруссии, но и в сторону Германии. Недавние требования к Берлину о выплате репараций в 1, 3 трлн евро – тому пример. Причём к вытрясанию репараций поляки хотят подключить Израиль. Мол, половина жертв немцев в Польше были евреями. Ну да, гуртом немецкого батьку бить проще, это понятно. Но вряд ли Германия даст Польше то, что она хочет. У Берлина просто нет таких денег. Вспомнили в Варшаве и о Чехии. Поляки намерены предъявить Праге территориальные претензии. Пока небольшие. Речь идёт о компенсации за невыгодный для Польши раздел польско-чехословацкой границы в 1950-х годах.
В общем, у польского петуха явно в зобу дыханье спёрло. Всё это уже было перед Второй мировой. Тогда Варшава лелеяла планы превентивной войны сразу на два фронта. Поляки хотели дойти и до Берлина, и до Москвы, и в разделе Чехословакии поучаствовали. Но не идут впрок уроки истории некоторым нациям и их руководителям. Видно, совсем короткая и очень избирательная память.
P.S. Кому управлять всем этим железом? Польским женщинам остаётся одно. Срочно рожать солдат.