Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Армия 13+

За право производить новый двигатель для F-35 дерутся две крупные американские компании

, 16:18 , Специальный корреспондент

За право производить новый двигатель для F-35 дерутся две крупные американские компании
Фото GE

Представитель компании General Electric Aviation в понедельник заявил о совместном с ВВС США успешном проведении и полном завершении испытания прототипа адоптивного двигателя второй очереди для реактивного самолета F-35, и готовы перейти к этапу разработки технологического процесса его изготовления и к производству данного изделия. Но за этот заказ идёт жесткая конкурентная борьба. Другая фирма Pratt & Whitney предлагает свой вариант адоптивного двигателя, но считает, что он нужен уже для самолёта шестого поколения. Об этом пишет американское издание Defense News.


Испытания прототипа реактивного двигателя для самолётов пятого поколения XA100 началось в марте этого года в рамках программы Adaptive Engine Transition Program. Работы велись в Комплексе инженерных разработок Арнольда на базе ВВС Арнольд в Теннесси. По словам представителя GE, это был второй, заключительный этап испытаний двигателя, в ходе которого были уточнены все его технические возможности выверены все параметры. Вице-президент GE по передовым программам боевых двигателей Дэвид Твиди указал в пресс-релизе: «Это кульминация более чем десятилетнего методичного снижения рисков и испытаний, проведенных GE совместно с ВВС по трем различным программам двигателей с адаптивным циклом… Данные о характеристиках двигателя, которые мы собрали в AEDC, по-прежнему демонстрируют трансформационные возможности XA100, а также демонстрируют окупаемость значительных инвестиций ВВС и налогоплательщиков… Теперь мы готовы перейти к программе инженерных и производственных разработок и вывести этот двигатель на вооружение F-35 до конца этого десятилетия».

Конкурент General Electric Aviation, Pratt & Whitney, производитель нынешнего двигателя F-35 F135, получил другой контракт AETP. Эта компания разрабатывает новый двигатель для самолётов пятого поколения под кодом двигатель XA101.
Кстати, Министерство обороны США рассматривает вопрос о замене двигателя F-35A F135 новой адаптивной моделью, в которой используются передовые композиты и новые технологии, такие как третий поток воздуха, для повышения эффективности использования топлива, тяги, скорости, дальности полета и управления теплом. Он также должен включать в себя адаптивный цикл, который позволяет двигателю приспосабливаться к конфигурации, обеспечивающей наибольшую тягу и эффективность в данной ситуации.

ВВС утверждают, что добавление большей мощности и лучшего управления теплом в новом адаптивном двигателе к F-35A поможет справиться с модернизацией данного самолёта в ближайшие годы. Однако стоит учитывать, что адаптивный двигатель будет очень дорогим: министр ВВС Фрэнк Кендалл оценивает затраты на его разработку и производство в 6 миллиардов долларов.

В заявлении для Defense News компания Pratt & Whitney сообщила, что процесс испытаний ее адаптивного двигателя XA101 «остается в силе» и идет по графику.

Pratt & Whitney подтвердила свою позицию, согласно которой предлагаемая ими блочная модернизация до F135, которую они называют Enhanced Engine Package или EEP, будет лучшим подходом для F-35, чем адаптивный двигатель. В Pratt & Whitney заявили, что EEP «обеспечивает самый быстрый, наиболее экономичный и наименее рискованный путь к полностью включенным возможностям Block 4 для всех эксплуатантов F-35, экономя налогоплательщикам 40 миллиардов долларов на затратах в течение жизненного цикла и опираясь на проверенную в боевых условиях архитектуру с более чем 1 миллионом полетов часов надежной работы…новый двигатель будет стоить на миллиарды больше, создаст ненужные риски для безопасности, нанесет ущерб альянсам с ключевыми международными партнерами и запоздает».

Представитель Pratt & Whitney также рассказал о намерениях продолжать разработку технологии адаптивных двигателей, но считает, что она лучше подходит для семейства систем Air Dominance шестого поколения, ожидаемого в следующем десятилетии.

Короче драчка за выгодный контракт только набирает обороты. А тем временем военное ведомство США уже платит пятикратную цену за ещё не существующее изделие только на стадии его разработки, поскольку государственное финансирование предоставляется всем конкурирующим фирмам. В прошлом месяце Pratt & Whitney, GE и еще три фирмы получили от ВВС контракты на разработку прототипов адаптивных двигателей для самолетов следующего поколения.

Ранее Кендалл заявлял, что Министерству обороны необходимо в ближайшее время принять решение о том, следует ли устанавливать адаптивный двигатель на F-35A есть надежда, что решение будет принято в рамках бюджетного запроса Пентагона на 2024 финансовый год. В частности, Кендалл сказал: «Я не хочу продолжать тратить деньги на двигатель, который мы не собираемся разрабатывать и запускать в производство… Нам просто нужно принять решение, решить, что делать, и продолжить».

Как бы то ни было, ВВС США усилено педалируют производство двигателей новой очереди для модернизации своих самых современных самолётов. Напоминаем, что на подходе реализация проекта по созданию передового бомбардировщика В-21, вероятно разрабатываемый адоптивный двигатель будет поставлен и на него, но их будет у данной машины четыре в отличие от F-35 (у этого истребителя – один двигатель).

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram