На «западном фасе» освобождённых территорий Украины, на Николаевском и Криворожском направлениях, уже неделю идут бои. Практически эти земли можно называть новыми территориями России, так как вопрос об их включении в состав нашего государства пусть и решится на референдуме, но его результат по опросам уже понятен. Между прочим, это одна из причин того, почему ВСУ с упорством, достойным лучшего применения, всю неделю разбивали себе голову об оборонительные порядки ВС РФ. Армия Украины действует по прямому приказу политического руководства, а также американцев и британцев.
Причины наступления
Связано это с тем, что Запад, вбухав десятки миллиардов долларов финансовой помощи и оружия, ждёт от ВСУ хоть каких-то значимых успехов. При этом большую часть этой помощи разворовали ещё в Вашингтоне и Лондоне, а другую украли уже на Украине. Но без результата в Вашингтоне могут решить, что кормить Киев дальше просто бессмысленно, и «сольют» Киев, формально продолжая поддерживать его на словах.
Но это одна из причин. Другой является традиционное совещание 8 сентября на американской авиабазе в Рамштайне (Германия), где министры обороны НАТО будут обсуждать, сколько и чего отвалить от стремительно усыхающих щедрот Зеленскому. Усыхающих потому, что арсеналы НАТО оказались далеко не бездонными. А военная промышленность Альянса неспособна к быстрому наращиванию производства даже боеприпасов, не говоря об оружии и технике. Усыхают и финансы – санкции-то против «режима Путина» работают, да ещё как, только не в ту сторону. Россия получает по сотне миллиардов долларов в месяц (по западным оценкам) экспортных сверхдоходов.
Если ВСУ смогут хоть что-то захватить к 8 сентября или близко подойти не то что к Херсону, а хотя бы к Новой Каховке, то лоббисты украинцев смогут размахивать этим в Рамштайне. И тогда ВСУ, возможно, что-то перепадёт хотя бы в прежних объёмах. Ради этого Киев готов положить сколько угодно солдат и техники, не считаясь ни с чем.
А цена уже такова, что никакая возможная помощь не покроет потери ни в «пушечном мясе», ни в технике. Тем более что сейчас там погибает не только очень много украинских мобилизованных, которые мало на что годны, но и остатки довоенных кадровых войск.
Гибель резервов
Чего же добились ВСУ на юге и какой ценой? Всю неделю армия Украины, придя в себя после первого, самого страшного по потерям натиска, пыталась наступать в двух районах. Первый - район южнее Давыдова Брода и в районе реки Ингулец. Украинцам удалось по трём понтонным переправам переправить группировку, при помощи которой они пытались развивать наступление.
С нашей стороны в первой линии прикрытия стояли мобилизованные стрелковые части НМ ДНР, которым далеко по оснащению, стойкости и выучке до кадровых частей ВС РФ. На них и надавили. Но за этой линией ВСУ ждала подготовленная ловушка – втянувшись на небольшую глубину внутрь, они оказались в «огневом мешке», где их начали обрабатывать сосредоточенным огнём большого количества РСЗО, ствольной артиллерии, вертолётами и самолётами, танками и БМП.
Затем по вклинившимся частям были нанесены удары во фланг, разрушены переправы, и противник оказался в котле. Позднее ВСУ смогли восстановить переправу и попытались деблокировать группировку. Частично это удалось путём оставления населённых пунктов. Бои шли почти всю неделю, и в результате местность в районе населённого пункта Сухой Ставок и рядом превратилась в одно большое кладбище украинской техники и личного состава. На данный момент пятачок, на котором сидят украинцы, Киев постоянно пытается усиливать войсками, но их постоянно уничтожают огнём. По сути, ВСУ по приказу англосаксов просто убивают свои резервы на этом участке фронта.
Западный опыт не помог
Такой же процесс происходит и на Криворожском направлении, где ВСУ также пытаются наступать. Бои идут в районе Ольгино и Высокополья. Последний населённый пункт ВСУ частично контролируют, но совершенно понятно, что на этом их успехи и исчерпываются. Долго они там не просидят – местность постоянно переходит из рук в руки. И точно так же всё завалено горелой техникой ВСУ. Потери ВСУ и наших сил различаются на порядок. Но бои идут достаточно упорные. Украинцы пытались несколько раз наступать и в районе Благодатного, но тоже без особого успеха.
В среднем во всех этих наступательных действиях ВСУ пробовали атаковать одной, максимум двумя-тремя батальонными тактическими группами (БТГ). Точнее, тем, что ВСУ называют таковыми, – их состав сильно меньше и хуже положенного по российским меркам. Техники-то нет. Вот и получаются псевдо‑БТГ из пехоты на джипах, броневичках, от турецких и американских до украинских, с минимумом БТР или БМП, а то и на алюминиевых американских М113 или аналогичных YPR-765. Эти БТГ обычно усилены 6–8 танками.
Иногда украинцы собирали куда большие силы, особенно в первые дни наступления. Любопытно, кстати, что в ВСУ пытались атаковать явно по западным военным «лекалам», а затем «эволюционировали» в сторону усердно забываемой советской военной школы – она оказалась куда более эффективной.
Ужасные потери
Потери у ВСУ просто ужасны, даже если судить только по технике. По данным МО РФ, за неделю «контрнаступления» (которым эти попытки атаковать не являются, потому что контрнаступление выполняется на широком фронте со стратегическими целями) ВСУ потеряли более полутора сотен танков только на этом участке фронта. Также потеряны более полутора сотен БМП, более сотни разных легкобронированных машин – МТЛБ, БТР, как советских или украинских, так и западных, и до сотни различных «джипотачанок» или «техничек». Речь о джипах и пикапах с пулемётами и подобным оружием. Но в общевойсковом бою на этом не повоюешь. «Тачанки» хороши для засад и налётов на неподготовленные маленькие посты в тылах.
Кроме этого ВСУ лишились более чем десятка самолётов и вертолётов, а ведь их и так почти не осталось. В частности, известно, что технический состав многих частей ВВС ещё пару месяцев назад лишился немалой части личного состава – его отправили в окопы. Если бы не обширный запас «убитых» самолётов и вертолётов, оставшихся от СССР, и не поставки запчастей и техники с Запада, то давно бы и летать было не на чем. Украинских самолётов уже сбито и разбомблено куда больше, чем было к началу войны в строю.
Людские потери ВСУ в ходе попыток наступления также страшные. По сведениями МО РФ, убитых более 3, 5 тыс. человек, раненых – порядка 10 тысяч. Это не вообще, а только в попытках атак на перечисленных участках. В одном Кривом Роге, по подсчётам местных источников, в госпиталях лежат 3, 5 тыс. человек. А сколько их в Одессе, Николаеве, Очакове и прочих городах? Кое-кто на контролируемых Киевом территориях уже мрачно шутит, что в ходе «контрнаступления» ВСУ штурмом взяли все госпитали и морги, которые переполнены. При этом Киев признаёт не более 7–10% своих потерь. Но даже по подсчёту опубликованных некрологов в газетах и на сайтах ряда областей уже удалось узнать более 600 фамилий погибших.
Агония продолжается
В общем, бесперспективное это дело для ВСУ – наступление. Сейчас на этот участок фронта гонят уже территориальную оборону из западных регионов Украины. Очевидно, опять будут пытаться затыкать артиллерию ВС РФ количеством солдат. На фронт отправили даже украинскую полицию из ряда регионов, далёких от Николаева и Кривого Рога. Там в крупных городах уже некому патрулировать по ночам – осталось несколько экипажей на город. Понятно, что ни полиция, ни тероборона ничего не смогут там, где бесславно погибли лучшие бойцы из кадровых частей. Но Зеленскому нужен результат, на него «партнёры» смотрят.
Параллельно с этой украинской пародией на наступление развивались события и на Запорожской АЭС. После неудачи внезапного штурма ЗАЭС силами украинских ССО миссия МАГАТЭ всё же добралась до станции, осмотрела её, а затем покинула, оставив двух сотрудников на постоянной основе.
Доклад МАГАТЭ на момент написания материала ещё не представлен, но в украинских СМИ уже поливают «продавшееся Путину» агентство. А раз оно «продалось», то можно опять стрелять по станции и пытаться её штурмовать. Что и происходит.
Обстрелы, пусть и без прежней интенсивности (чему поспособствовали наши артиллеристы, лётчики и БПЛА), продолжаются. Была и повторная попытка штурма. На этот раз в ВСУ учли свои ошибки и попёрли только на быстроходных лодках большим количеством в одной волне в двух направлениях. Но и этот заплыв провалился. И это хорошо, так как атомная энергетика отрасль сложная и опасная и доверять её Киеву нельзя.