Разрекламированное Киевом «контрнаступление на Херсон» – не началось и вряд ли когда начнётся. У Зеленского ожидаемо не оказалось для этого сил и средств. Да и попытка наступления в условиях, когда противник превосходит качественно и количественно в артиллерии, боекомплекте к ней, в танках и бронетехнике, обладает господством в воздухе, – это самоубийство, причём глупое. Теперь же Арестович и прочие сказочники от ВСУ обещают, что «наступление будет, но потом, когда накопятся ресурсы». Что же на самом деле происходит на фронтах специальной военной операции (СВО) ВС РФ?
Ситуация на фронтах
Вся эта разрекламированная подготовка наступления на Херсон и отвод части артиллерии с Донбасса в итоге обошлись ВСУ потерей долго укреплявшихся передовых укрепрайонов под Донецком. Когда российская артиллерия начала перемалывать украинскую армию, ответить ей было почти нечем. ВСУ не хватало боекомплекта, а часть стволов, по свидетельствам с той стороны, «уехала в Николаев». Всё это привело к тому, что украинские части в Песках, Марьинке и ряде других мест на Донецком направлении просто были перемолоты без серьёзных попыток противодействия. На данный момент Пески, откуда украинцы 8 лет били по Донецку из миномётов, освобождены. Попытки ВСУ вернуть себе контроль над этим населённым пунктом крупными силами привели лишь к большим украинским потерям. Освобождена и немалая часть Марьинки, есть продвижения и на других участках.
На линии Северск – Соледар – Бахмут для ВСУ также всё плохо. Идут бои за Бахмут, в нём уже находятся штурмовые части ЧВК «Вагнер». Также взят ряд населённых пунктов на подступах к этому городу. В Соледаре штурмовые части заняли завод КНАУФ и прилегающие предприятия. По сути, был установлен контроль над восточной частью города. А вот Северск, который, казалось бы, должен был пасть первым, потому что он неудобен для обороны, – не взят. Очевидно, ВС РФ планируют на этой линии не только взятие этих городов, но и глубокий охват украинской группировки за линией Соледар – Бахмут в Краматорске и Славянске.
Кроме того, со стороны российской армии наблюдается прощупывание обороны противника на других направлениях. Есть некоторое продвижение под Николаевом (там, где ВСУ собирались наступать), в направлении Запорожья, под Угледаром и под Харьковом, где освобождены несколько населённых пунктов северо-восточнее города.
Любопытно, что «готовящиеся наступать» киевские власти почему-то организовали массовую охоту на ведьм в Николаеве, с тотальной проверкой документов и телефонов граждан. Одновременно был организован вывоз имущества, документации и семей руководства областями, городами, военной верхушки и СБУ в Николаеве, Одессе, Днепропетровске и Запорожье. Видимо, в Киеве о чём-то догадываются и понимают, что «перемога» скоро станет такой «зрадной», что никакой Арестович не сможет её разукрасить в нужные тона.
Станет ли ЗАЭС второй ЧАЭС?
Обстрелы ВСУ самой крупной в Европе Запорожской АЭС (6 энергоблоков суммарной мощностью чуть более 6 ГВт) сейчас находятся на слуху. Украинцы обстреливают станцию барражирующими боеприпасами (ББП) польского производства, 155-мм артиллерией, РСЗО крупных калибров, в том числе 220-мм ракетами РСЗО «Ураган», 227-мм ракетами РСЗО М142 HIMARS и М270 MLRS. При этом с украинской стороны усиленно распространяется бред, что это русские сами обстреливают эту атомную станцию. Эту несусветную чушь тиражируют и западные СМИ, как до этого они распространяли рассказы про то, что армия России сама обстреливает Донецк, а также расстреляла американскими ракетами нацистов из «Азова»* в СИЗО в Еленовке.
Видимо, это было нужно для того, чтобы клоун Зеленский сделал заявление о необходимости вывода Россией своих войск со станции, аж «безо всяких условий». А то, мол, «радиационная авария ударит по многим странам». Примерно того же потребовали и США.
Разумеется, наши силы никуда со станции не уйдут. Скорее будут приняты меры по обеспечению её должной защиты. Конечно, мы можем усилить ПВО так, что ни одна ракета не пролетит. Разумеется, вкупе с обеспечением РЭБ. А подавление сигналов GPS в районе ЗАЭС прикроет её от ударов разных беспилотников, а также от ударов корректируемыми ракетами GMLRS от HIMARS/MLRS. Они в этом случае резко потеряют в точности.
Но вот защитить станцию от артиллерии, работающей с другого берега водохранилища из района Никополя, ПВО не может. Снаряды перехватывать можно, но не в тех количествах, которые может выпустить артиллерия. Поэтому кроме мер контрбатарейного характера, вероятно, потребуется отбить эти районы у ВСУ.
Возникает вопрос – а что реально могут сделать ВСУ станции? Реальна ли катастрофа по типу чернобыльской или фукусимской? Водо-водяные реакторы ВВЭР, имеющиеся на станции, куда прочнее и устойчивее к любым угрозам, нежели канальные реакторы РБМК «чернобыльского» типа. Стальной корпус реактора, контейнмент, перекрытия из специального железобетона – это всё выдержит и большой самолёт, упавший с высоты 10 км. А также крылатые или баллистические ракеты или бомбы многократно мощнее, чем американские ракеты с фугасной боевой частью в 90 кг и 23 кг взрывчатки.
Также тщетными представляются попытки украинцев попасть по площадке сухого хранилища отработавшего ядерного топлива (СХОЯТ). То есть вылежавших своё в бассейнах охлаждения отработанных тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ). Эта площадка выглядит как бетонное основание с забором, уставленное на данный момент 165 огромными контейнерами с этими самыми ТВЭЛами, коих насчитывается 3744 штук.
Каждый контейнер производства американской фирмы Holtec (украинцы выбрали в своё время именно её как поставщика) представляет собой исполинский герметичный цилиндр из полуметра высокопрочного железобетона и 10 см высоколегированной стали, сходной по свойствам с бронёй. Также там, по некоторым сведениям, используется высокопрочный полиэтилен и ещё порядка 5–10 см стали. Словом, защита контейнеров поспорит и с танком, и с линкором. Но если вдруг украинцы их разрушат, то последствия могут быть крайне неприятными в плане загрязнения, но не фатальными. Самая мерзкая и высокоактивная дрянь в этих таблетках ТВЭЛ выгорела ещё в бассейне, а таблетки весьма прочны. Но и даже если они разрушатся, то загрязнение будет всё же локальным.
Куда хуже другое. Удары ВСУ по различным элементам обеспечения ЗАЭС. Например, по внешним водозаборам системы охлаждения или по энергоподстанциям. Они не рассчитаны на такие нагрузки, как реакторы или СХОЯТ, и могут быть выведены из строя. Разрушение системы охлаждения приведёт к аварийной остановке энергоблоков, равно как и выведение из строя подстанций. К этому же может привести частичный выход из строя турбогенераторов Каховской ГЭС, также обстреливаемых ВСУ.
Там сейчас Россия уже ведёт работы по модернизации агрегатов, да ещё и один агрегат пришлось остановить из-за обстрелов. В случае дальнейших отключений не хватит энергии для обеспечения охлаждения ЗАЭС, и это опять приведёт к её остановке, если не перебросят дополнительную электроэнергию из Крыма. В любом случае станция в случае остановки обратно будет введена в строй не ранее чем через год – её сначала надо расхолаживать, потом подготавливать обратный ввод в строй.
Россия-то это переживёт, а вот что будет делать Киев с пока контролируемыми им территориями? Жечь лучины и свечи?
Игра с огнём
Вопрос – для чего Киев играет с огнём? Есть две версии. Первая озвучивается украинскими инсайдерами. Мол, путём столь наглого шантажа и международного давления Зеленский хочет вынудить ВС РФ покинуть станцию и город Энергодар, превратив его в «демилитаризованную зону». Что даст Киеву возможность хоть как-то перекантоваться зиму в тех районах, конечно, которые у него останутся, – ведь ЗАЭС давала 20% энергетической мощности Украины. Но этот «надёжный, как швейцарские часы, план», страдает хромотой на обе ноги. Россия никому не собирается возвращать никакого контроля над ЗАЭС. Более того, осенью планируются замена части персонала станции и интеграция её в наши структуры.
Вторая версия такова. Киев понимает, что вскоре ситуация «медленного перемалывания» ВСУ артиллерией и авиацией может смениться на куда более скоростную схему достижения военного успеха, и противопоставить этому ему нечего. И попытка организации радиационного инцидента как максимум или просто массового погружения территорий во тьму призваны оттянуть или предотвратить этот сценарий либо просто нагадить нам напоследок в этих местах.
* Организация, запрещённая в РФ.
Международный форум «Армия-2022»
А В ЭТО ВРЕМЯ в России и ещё 12 странах стартовали очередные АРМИИ – международные армейские игры, а также начался очередной, 8-й по счёту, Международный форум «Армия-2022». Конечно, СВО серьёзно отвлекла общественное внимание от этих мероприятий. В сетях различные «эксперты» разразились комментариями про «ненужную во время боевых действий показуху». Но если бы Россия отказалась от проведения этих мероприятий, то на Западе было бы много комментариев в стиле «русские потеряли всю технику на Украине, теперь им не на чем проводить армейские игры».
Также «Армию-2022» критикуют за то, что все выставленные там новинки не применяются в зоне СВО. Это, в общем, тоже чистый популизм. Немалая часть представленной техники, вооружения и оборудования либо уже в серии, либо поступает в серию, и однозначно побывала и в Сирии, и в Донбассе, а также где-нибудь под Киевом или Харьковом с Херсоном. И то, что широкая публика не видела оттуда фото или видео с этими образцами, не означает, что их там не было. Например, новейшие колёсные 152-мм САУ «Мальва», 120-мм «Флокс» такие испытания проходили. Теперь они уже поступают в серию, как и сочленённая гусеничная 120-мм «Магнолия», предназначенная для Арктики. А новейшая и давно уже серийная 152-мм «Коалиция-СВ» 2С35 также, по некоторым сведениям, работает всем наличным составом в зоне СВО.