Продолжается специальная военная операция (СВО) армии России на Донбассе и Украине. Основные события сейчас происходят возле Северодонецка, Лисичанска, Попасной и небольшого островка Змеиный в Чёрном море.
Бои за Рубежное.
Бои за Северодонецко-Лисичанскую агломерацию идут практически с начала специальной военной операции. Но всерьёз за неё взялись, лишь когда 80–90% территории ЛНР уже было освобождено. В эту агломерацию входят два города-стотысячника – Лисичанск и Северодонецк (105 и 110 тыс. чел.), 60-тысячное Рубежное, 20-тысячная Кременная и десятка три посёлков.
Бои за Рубежное были крайне тяжёлыми. Дело сдвинулись с мёртвой точки, когда к войскам ЛНР присоединились части ВС РФ, а также Росгвардии и добровольцы из Чечни. К концу апреля и началу мая бои в основном завершились, но наши силы долго не могли приступить к атаке на расположенный рядом Северодонецк – противник удерживал лесной массив у города, а также хорошо укреплённый посёлок Воеводовка. Между тем была информация, что сам Северодонецк, бывший «столицей» оккупированной Украиной части Донбасса, ВСУ защищать не хотели. Украинские военные запросили у Киева разрешения на отход за реку Северский Донец, но в «ставке» Зеленского разрешения не дали. Любопытно, что в годы Великой Отечественной не дал такого же разрешения вермахту и Берлин. Тогда ВСУ сделали хитрый ход: украинцы вывели большую часть войск и заменили их терробороной и частями МВД.
Крепкий орешек, или Попасная.
Но буквально на днях украинцев выбили из лесного массива и из Воеводовки, о чём отчитались чеченские бойцы Росгвардии. Сейчас начались бои за сам Северодонецк. Правда, следует учесть, что, даже взяв его целиком, в полной безопасности наши войска там не будут. Причина в том, что расположенный через реку Лисичанск находится на возвышенности и господствует над местностью. В том числе и над Северодонецком.
Тем не менее опасность над украинской группировкой в Северодонецко-Лисичанской агломерации нависла уже и с другой стороны. Украинцы потеряли город Попасная. Бои за этот населённый пункт шли очень долго, почти два месяца. Эта операция оказалась даже сложнее Мариуполя, который намного больше. За 8 лет ВСУ очень хорошо укрепились в городе. Например, на ряде направлений, кроме разветвлённых ходов сообщений с огневыми точками, были расположены бетонные капониры и доты, прикрытые решётками от кумулятивных гранат. Линия укреплений была построена относительно грамотно. И не по натовским, заметим, уставам. А по советским. В НАТО с полевой фортификацией дела всегда обстояли плохо.
Против артиллерийского лома нет приёма.
В общем, в Попасной всё шло тяжело. Даже после присоединения к штурмующим подразделениям ныне всем известной в мире ЧВК «Вагнер» и частей ВС РФ вместе с чеченскими росгвардейцами. Хотя город в принципе относительно невелик: около 20 тыс. человек, менее 30 кв. км площади.
Почему же так долго возились? Попасная – не Мариуполь, который прижат к морю. Блокировать со всех сторон её не получалось. ВСУ постоянно перебрасывали туда подкрепления из тыла и даже снимали для этого части с соседних участков фронта. Но всё равно потери ВСУ в городе были очень высокими – от 50 до 150 человек в день только убитыми ввиду того, что наступавшие от души пользовались артиллерией. В итоге, как говорится, сила силу ломит. Постепенно украинцы были оттеснены из центра и района вокзала. В их руках остались часть промзоны и многоэтажки на северо-западе города.
Судьба города решилась 6–7 мая, когда сосредоточенный удар очень большого количества тяжёлой российской ствольной артиллерии, РСЗО и авиации разгромил украинскую 24 мехбригаду и другие части. Их остатки были вынуждены бежать из города 7 мая, а 8 мая от них были очищены предместья и промзона.
Господствующая высота.
Значение освобождения Попасной трудно недооценить – город находится на возвышенности около 260 м над уровнем моря. Даже Лисичанск ниже на 100 м, а Светлодарск – даже более. Попасная господствует над всей местностью в этом районе Донбасса. Расположенная там артиллерия и средства наблюдения смогут без труда прервать снабжение и превратить в ад существование всей украинской группировки в районе Северодонецко-Лисичанской агломерации.
Также оттуда открывается оперативный простор для наступления в район Артёмовска. Сейчас освободившие Попасную части устремились в сторону этого крупного ключевого транспортного узла, да и места расположения ещё уцелевших складов и арсеналов ВСУ. В случае его взятия или даже выхода на подступы вся украинская группировка в этом районе ДНР будет разрезана с перспективой образования не только Северодонецко-Лисичанского котла, но и Светлодарского.
По сути, сейчас вырисовываются сразу несколько потенциальных котлов, которые могут закрыться уже в течение ближайших дней или недели. Только в Северодонецке и Лисичанске в окружении окажутся до 8–10 тыс. украинских военных. Выход у ВСУ есть – бежать. Но его вряд ли даст осуществить политическое руководство Незалежной, живущее в мире фантазий.
Из малых котлов выход будет только в большой.
К тому же даже отход из этих рассекаемых и окружаемых районов проблемы ВСУ не решит. Первое – линия обороны в этих краях была очень хорошо укреплена, а отходить украинцам приходится на куда менее подготовленные рубежи. Да ещё под огнём артиллерии и авиации. И не факт, что они дойдут вообще. Второе – может статься, что они отойдут из малого котла в большой. Западнее этого района происходят аналогичные действия ВС РФ, взявших Ямполь. Российские силы активно работают над отсечением от снабжения всей Славянско-Краматорской агломерации и её блокированием. А ещё западнее – ведущая от Барвенково в этот район ключевая автомагистраль уже находится в досягаемости миномётов и танков армии России.
Действия по отсечению большого котла продолжаются и на других направлениях. Правда, до результата ещё далеко, но в голой степи ВСУ ничего не смогут противопоставить российским танково-механизированным частям, авиационному и ракетно-артиллерийскому «паровому катку». Ведутся бои и для обеспечения прорыва и в ещё более западном направлении: от Великой Камышевахи на севере и от Орехова на юге. Какой из больших котлов в итоге «выстрелит», пока не ясно.
Контратаки ВСУ.
ВСУ, конечно, пытаются противодействовать наступлению наших войск. Например, недавно украинцы попытались навести понтонные переправы через Донец в районе Протопоповки на западе от Изюма, для удара во фланг этой группировке. Правда, собранная группировка в 3 тыс. человек и 100 единиц техники очень бедно смотрелась бы против превосходящей её на порядок российской изюмской наступательной группировки. Но какие-то локальные проблемы она создать могла, облегчив положение других группировок ВСУ на время – для чего всё и затевалось. Однако наведённые украинские переправы были разбиты российскими высокоточными корректируемыми снарядами и ракетами.
Собственно, для этого же были организованы и контратаки ВСУ на харьковском направлении. В Киеве хотели, чтобы штаб, руководящий СВО, перебросил войска из-под Изюма или Лимана под Харьков. Но никто этого делать не стал. Российские силы просто отошли из нескольких сёл, поставив части ВСУ под шквальный огонь артиллерии, удары ракет и авиации. Украина цели не достигла.
Битва за Змеиный.
Маленький (615х560 м) островок Змеиный в Чёрном море ВС РФ заняли в первый же день войны. Между прочим, этот островок с историей – он известен с античных времён как Белый остров, или Остров Ахилла. Якобы богиня Фетида подняла его из моря для своего сына. А под названием Фидониси он известен и в истории русского флота – близ него Войнович и Ушаков разгромили турецкий флот в 1788 году.
Сейчас в районе Одессы и региона Буджак (южнее Молдавии и ПМР, за Днестровским лиманом) идёт очень активная работа ВКС и ВМФ по «размягчению» обороны противника – «выносят» ПВО, не забывая даже такой древний хлам, как ЗРК «Печора-2Д», арсеналы, скопления техники и т.п. Близ Одессы был потоплен украинский большой пограничный патрульный катер «Григорий Куропятников» проекта 12412, гордо названный украинцами «корветом». В ВСУ считают, и, вероятно, не без оснований, что за этим последует давно ожидаемая российская десантная операция. Вот Киев и пытается вытеснить наших с острова. Там считают, что Змеиный очень важен для нашей десантной операции, что не так.
В последние дни ВСУ пытаются активно занять остров, что привело к тяжелейшим потерям и без того в почти выбитой украинской авиации. Близ острова за 4 дня сбито суммарно 4 самолёта (1 истребитель Су-27, 3 бомбардировщика Су-24), 4 вертолёта (Ми-24 и 3 Ми-8, причём с десантом) и 8 ударных БПЛА «Байрактар ТВ-2». Эти беспилотники были только недавно поставлены из Турции. Предыдущие 40 с чем-то штук уже уничтожены. Но украинцы почти сразу же растратили и их в попытках атаковать территорию РФ и на Змеином. Также в ходе высадки и попытки закрепления на острове были уничтожены в море и на побережье более 50 украинских диверсантов. На берегу острова Змеиный остались 24 тела погибших украинских военнослужащих.
Впрочем, если бы даже ВСУ остров и заняли – что бы они там делали? Всех уничтожат ракетами или авиацией. Так зачем туда лезть? Просто Киев решил добиться хотя бы медийной «перемоги». А то, что на такие липовые «победы» тратятся последние ресурсы и кадровые военные, – Зеленского не волнует, а кураторам из Вашингтона и вовсе плевать.