> Наступление российской армии на Украине напоминает события Великой Отечественной войны - Аргументы Недели

//Армия 13+

Наступление российской армии на Украине напоминает события Великой Отечественной войны

№  () от 4 мая 2022 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]

Фото: pixabay.com

На Украине продолжается Специальная военная операция (СВО) ВС РФ. Что происходит на её фронтах на текущий момент?

 

Приднестровский фронт.

Странные события творятся в эти дни вокруг Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). Судя по всему, Украина ввиду явных поражений на Донбассе решила организовать маленькую «перемогу» (победу), атаковав Приднестровье и находящуюся там российскую группировку. Она состоит из 2 мотострелковых батальонов, батальона охраны и батальона связи и управления. В Киеве считают, что эти батальоны могут стать лёгкой добычей, как и крупнейшие склады вооружений в Колбасном. На них хранятся около 20 тыс. т боеприпасов, сотня танков Т-64БВ, сотни орудий и РСЗО. Лакомый кусочек для утративших большую часть оружия украинских военных.

Да, склады находятся у самой границы с Украиной, и может показаться, что они представляют лёгкую добычу. Но они таковой не являются да и наверняка уже заминированы. Так что вряд ли они достанутся Киеву. Не так проста и армия ПМР. В мирное время она насчитывает порядка 9 тыс. человек, но уже с 24 февраля находится на казарменном положении. Сейчас в Приднестровье проводятся сборы резервистов. По сути, это скрытая частичная мобилизация. В итоге армия ПМР вполне может быть развёрнута до 25–30 тыс. бойцов и усилена вооружением с Колбасного.

Эксперты говорят и о других возможных вариантах эскалации в ПМР. Якобы туда могут вторгнуться не только ВСУ, но и молдавская армия, усиленная румынскими «отпускниками». А также о возможном прямом вторжении войск Румынии и Польши (польский контингент сейчас находится в Румынии на учениях). На это хочется сказать одно – такими действиями помочь Украине не получится. ВС РФ однозначно не бросят своих и высадят в ПМР воздушный, а к западу от Белгород-Днестровского лимана – морской десант. Этот вариант напрашивается наряду с массированными авиаракетными ударами. В итоге Киев не добьётся своих целей, а получит у себя в тылу ещё один мощный фронт, который не удержит. Кстати, по сути, этот регион уже отрезан от прочей Украины, потому что на днях мост через лиман был уничтожен нашими ракетами.

К тому же Польше и Румынии нужно помнить о предупреждении В. Путина, что ждёт тех, кто решится открыто вмешаться в конфликт в Незалежной. Никто в бирюльки уже играть не будет. Так что, скорее всего, ВСУ придётся идти за перемогой в ПМР самостоятельно и получать за это – тоже самим.

 

Тактика перемалывания.

Тем временем главные события СВО сейчас происходят в районе Павлоградской дуги. Месте, где линия фронта изгибается огромной дугой от района Балаклеи и Изюма, к Рубежному и Северодонецку, дальше – к Попасной, а оттуда – к Авдеевке и Марьинке. Южный фас дуги – Гуляйполе, далее в сторону Орехова и до Днепра. Именно здесь, по мнению экспертов, планируется отрезать, окружить и рассечь, а затем уничтожить или принудить к сдаче основные силы ВСУ на востоке Украины. Потенциально в «котле» или «котлах» могут оказаться от 50 до 90 тыс. украинских военных.

Пока ударные кулаки армии России движутся вперёд медленно, но верно, используя тактику перемалывания противника и его резервов. Средства разведки или передовые части обнаруживают противника, затем, удерживая дистанцию, наносят комплексное огневое поражение силами авиации ВКС, ракетных войск и артиллерии (РВиА). После этого состояние противника уточняется, и при необходимости поражение повторяется. И так до готовности к дальнейшему движению.

Такая тактика минимизирует наши потери, но увеличивает время операции. Однако, когда станет ясно, что резервы врага исчерпаны, – наступление в любой момент может стать стремительным. Благо степной ландшафт идеально подходит для высокоманевренных российских частей, насыщенных танками, бронетехникой и самоходной артиллерией.

Сейчас ВСУ пытаются заткнуть «тришкин кафтан» мобилизованными солдатами, считая их малоценным «мясом», которое можно тратить, чтобы сохранить кадровое ядро. Но ядро-то тоже гибнет – снаряды и бомбы с ракетами не разбирают, кто ты есть и когда пошёл в армию. А мобилизованные обычно нестойки и разбегаются или сдаются десятками и сотнями. Потери техники на этом направлении у Киева также огромны.

 

История повторяется.

На северном участке наступления армия России уже практически перерезала трассу от Барвенково на Славянск, заняв Курульки, а также предположительно Новую Дмитровку. Данная ключевая для снабжения дорога уже находится под танковым и миномётным огнём. Идут бои за Привольное и Никополь. В другом направлении пока не ясно, что происходит с Великой Камышевахой. Дело в том, что Министерство обороны России после начала 2-го этапа операции почему-то перестало сообщать о занятии населённых пунктов. Возможно, это временно. Однако сейчас приходится ловить даже намёки в скупых сводках. Тем не менее как только этот населённый пункт будет взят, у армии России появится оперативный простор для действий.

На другом направлении ВС РФ подошли к Святогорску, где расположена красивейшая и известная лавра, в которой ВСУ поставили артиллерию. В том же районе у водохранилища образовался небольшой «котёл», куда попало около тысячи солдат противника. На направлении Славянск – Краматорск армия России и части 2‑го корпуса ЛНР заняли Ямполь и ведут бои за Красный Лиман. У ВСУ есть считаные часы на то, чтобы вывести оттуда остатки своих войск. Взятие этих населённых пунктов открывает дорогу на Славянск.

Взяв Рубежное, российские силы приступили к Северодонецку. Этот город ВСУ уже намеревались покинуть и уйти за Северский Донец. Но из Киева это запретили и заменили армейские части на терроборону – её не жалко. Продолжаются бои за Попасную – там ВСУ остались только в северо-западной части города. После его полного освобождения положение ВСУ в этом районе резко ухудшится. Пока же там идут жестокие бои. На направлении Авдеевки и Марьинки фронт пока встал и почти не двигается.

На южном фасе идут бои за Великую Новосёлку и Гуляйполе – пока эти населённые пункты не освободят, рывка навстречу северной «клешне» окружения не будет. Но в том, что «клешни» в итоге сомкнутся, сомневаться не приходится.

Кстати, это наступление крайне похоже на то, что творилось в этих местах во время Великой Отечественной войны. И даже во времена войн Русского царства с крымчаками. Почему так? География – наука консервативная, и война ей подчиняется. Хотя современная война, с её возможностями проведения различных десантов и глубоких охватов, конечно, вносит свои изменения. Тем не менее истории свойственно в этом повторяться.

 

Чуда для Украины не будет.

Сейчас много говорят о натовских поставках Киеву. Но даже если представить себе, что Украина получила все обещанные три сотни древних танков типа Т-72М и «Леопард-1А5», сотню с чем-то натовских гаубиц и всё это не было уничтожено после прибытия на узловых станциях и складах, – сильно ли это ей поможет? Средний темп потерь танков у ВСУ сейчас составляет от 6–8 до 18–20 машин в сутки. Причём это куда более достойные танки, чем полученные из Польши и собранные там с нарушениями технологии. В этом в своё время убедились иракцы, обнаружив, что вместо наполнителя в виде песчаных стержней в башнях их Т-72М находится воздух. Так что всех этих машин в лучшем случае хватит на 3–4 недели. Это если не будет крупных «котлов» с утратой сразу сотен танков.

Или возьмём западные гаубицы М777 или САУ М109 старых модификаций. Никакими преимуществами над имеющимися у России «Мстами-Б» или «Мстами-С» они не обладают, даже наоборот. Да, М777 может стрелять управляемыми снарядами «Эскалибур», но они подвержены помехам, так как наводятся по сигналам GPS. Да и много ли дадут таких снарядов? Самих орудий при нынешнем темпе потерь также хватит на считаные недели. Да и обычных снарядов страны НАТО поставляют на Украину достаточно немного. Суммарно обещают около 140 тыс. 155-мм снарядов. На первый взгляд это много, но такого количества при нынешней интенсивности боёв и на неделю не хватит. А подготовленных 230 человек расчётов никак на 72 гаубицы не «растянуть» – их хватит только на один дивизион из 18 штук.

 

Продлить агонию.

Точно так же обстоят дела и с турецкими беспилотниками «Байрактар», которые не добились в этом конфликте практически ничего. Зато потеряно их уже более 40 штук. Новые аппараты, прибывающие из Турции, бесцельно тратятся в попытках прорвать нашу ПВО.

Кроме этого на Украине ходят слухи, что после принятия в США «закона о ленд-лизе» страна может получить самолёты F‑16. Говорят, весь 4-й курс харьковского авиаучилища отправлен заранее переучиваться на эти машины в Штаты. Предположим, так и есть. Но «весь курс» – это 11 человек. Чего они добьются на каких угодно самолётах? Насколько их хватит, если только в один из недавних дней ВСУ потеряли 5 лётчиков, а в другой – 3.

При этом надо понимать, что все эти самолёты, пусть даже последних модификаций, должны будут воевать против группировки российских истребителей, прикрытых своей ПВО, имеющей обеспечение от развитой сети РЛС, включая загоризонтную и самолёты воздушного дальнего радиолокационного дозора. В результате будет точно такое же избиение вернувшихся из Штатов лётчиков, как и на советских типах машин. Это если всю эту технику скопом не уничтожат при пересечении границы, что очень возможно. В общем, эти поставки не смогут переломить ситуацию, они лишь продлят агонию ВСУ. Этого Запад и добивается.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте