Китай рассматривает возможность вернуть Тайвань
№ () от 9 марта 2022 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Специальная военная операция (СВО) ВС РФ на Украине продолжается своим чередом – в графике, установленном Генштабом. Но уже кто-то задумывается над тем, что будет после, и над тем, где может случиться следующая «операция по демилитаризации» и кто её будет выполнять.
Весь мир смотрит на армию России
Разумеется, когда основная военная фаза завершится, у ВС РФ хватит различных забот. Борьба с враждебными элементами, обустройство, восполнение потерь в технике. Ну и конечно, работа над неизбежными для такой масштабной операции ошибками. Ведь со времён Великой Отечественной у нас не было стратегических наступательных операций силами нескольких фронтов. То, что сейчас они зовутся «оперативно-тактическими группировками» и их отличительными символами являются всем ныне известные буквы латинского алфавита Z и V, – не так важно.
Более того, даже Берлинская и Маньчжурская стратегические наступательные операции были менее масштабными по фронту и глубине проведения. Ведь «украинский фронт» составляет более 3, 5 тыс. км в ширину и 800 км в глубину. Хотя раньше в подобных операциях участвовало на порядок больше живой силы. Тогда были времена миллионных армий. Среди живых полководцев и военных никто в мире опытом таких операций не обладает. Так что нашим военным приходится учиться, тем более ограничений в этой операции установлено немало. Связаны они с нежеланием потерь среди мирного населения, которое, по сути, один с нами народ.
За нашими действиями внимательно наблюдают. Подмечая и находки, и ошибки. Военные специалисты на Западе с удивлением видят, что, несмотря на некоторые шероховатости, армия России успешно в течение первых же дней решила судьбу и исход войны. Причём на территории, в которой поместятся Франция с довеском в виде Бенилюкса или пара Германий. То есть на территории, сравнимой с центральноевропейским театром военных действий.
При этом надо понимать, что разгрому подвергается весьма многочисленная украинская армия. У неё военной наземной техники и средств ПВО, пусть и достаточно устаревших, хватило бы на пять «ведущих европейских армий». Впрочем, многие считают, что урок, преподносимый Западу в виде «охоты» на заточенную им против нас армию, может не пойти впрок. Швеция и Финляндия могут отказаться от нейтрального статуса и подать заявку на вступление в НАТО. Но может случиться и так, что в условиях резкого разрушения старого мира и старого экономического порядка нашим западным противникам будет совсем не до того.
Китай разворачивается на юг
Наблюдают за всем происходящим на Украине и наши геополитические попутчики, в первую очередь Китай. Китайские товарищи смотрят на происходящее с плохо скрытым удовлетворением. В данной ситуации Пекин последовательно и очень жёстко поддерживает Россию. Китаю есть прямая выгода от роста мировой напряжённости. Заключается она в том, что пока весь мир слушает Киев и наблюдает истерику западных столиц, Китай может решать основные для себя военно-политические вопросы. Какие?
Кое-кто в России до сих пор считает, что КНР зарится на территории и ресурсы Сибири и Дальнего Востока. На деле же Пекин даже в самые неадекватные периоды наших отношений таких планов всерьёз не имел. Китайцы уже давно действуют исходя из знаменитой стратагемы Дэн Сяопина об «опоре на Север (Россию), опасении Востока (там для них США), сдерживании Запада (Индии) и движении на Юг». А при нынешнем китайском лидере Си Цзиньпине и подавно был завершён «разворот» Китая в нужном ему направлении.
При этом сейчас Китай даже дислокацией своих войск показывает, что Россия и граница с ней – надёжный тыл Поднебесной. Впрочем, и Россия это показала, перебросив немалую часть своих 4 дальневосточных армий в Белоруссию и на Брянщину в рамках подготовки к СВО.
Главными задачами армии Китая (НОАК) сейчас являются гегемония в Южно-Китайском море и, конечно, Тайвань. Но поиск аналогий между КНР и Тайванем и Украиной с Донбассом – дело весьма глупое – истории тут совсем разные. Для Китая Тайвань – часть Китая, которую там готовы вернуть как мирно, так и не совсем. А для США Тайвань – стратегический союзник, которого они поддерживают, снабжают оружием и обещают защищать. Американцы не могут дать Пекину наложить руку на один из ведущих центров мировой радиоэлектронной промышленности. Но будут ли защищать действительно? В Пекине уже увидели, как США и НАТО «защитили» Украину. Могут допустить, что Тайваню помогать будут примерно таким же образом.
Внезапные учения близ Тайваня
Буквально через несколько дней после начала СВО в НОАК началась интересная активность. Во всех трёх армейских группах (АГ) 71-й, 72-й и 73-й Восточной зоны боевого командования, отвечающей за «тайваньский вопрос», были начаты масштабные учения. Надо заметить, что «тайваньская» специализация этих АГ наложила отпечаток на их структуру. В них очень сильно представлены амфибийные и десантно-переправочные компоненты. Техника там тоже соответствующая – различные плавающие машины представлены даже больше, чем в традиционно «массово водоплавающих» ВС РФ. Точнее, техника там оптимизирована для длительного морского заплыва – через пролив. На учениях этих трёх АГ войска заняты «отработкой захвата побережья условного противника».
Следом за сухопутчиками и лётчиками начали учения и моряки. 28 февраля бригада десантных кораблей Восточного флота Китая, отвечающего за Тайвань и прилегающие воды, вышла в Восточно-Китайское море для учений. Вышла полным составом – 14 больших (БДК) и 10 средних (СДК) десантных кораблей. Официальная пропаганда НОАК сообщает, что «в ходе учений десантные силы Восточного флота ВМС НОАК ещё больше укрепят свои «победные навыки» по преодолению противодесантной обороны условного противника и высадке морского десанта на необорудованное побережье». Речь, конечно, о Тайване. Китайский спецназ также активно отрабатывает высадку на необорудованное побережье и прочие специфические задачи.
Так что же, справедливы ли слухи, которые говорят о том, что следом за Украиной будет Тайвань? Тем более даже китайский МИД на днях заявил о неизбежном «возвращении Тайваня в родную гавань».
Подводные камни близ тайваньских пляжей
Но не всё так просто, как кажется. Несмотря на многократное численное и качественное превосходство НОАК над армией «Китайской Республики» (Тайваня) в военном деле, важно, не сколько у кого войск вообще, а сколько их в конкретной точке, на конкретном театре военных действий (ТВД). Для обороны Тайваню нужно куда меньше сил, чем НОАК для наступления.
Также проблема в том, что требуется огромное количество десантно-высадочных средств, десантных катеров и кораблей, амфибийной техники. И очень мощный флот для их защиты. Для воздушных десантов потребуется масса самолётов военно-транспортной авиации и вертолётов и опять же – очень много самолётов для прикрытия.
А у Тайваня – достаточно развитая береговая оборона. В которой даже есть противокорабельные ракеты такого уровня, какой в США и на Западе не достигнут. Речь о сверхзвуковых ПКР – их нет у НАТО. А тайваньцы – разработали. Хотя до уровня наших «Ониксов» или «Гранитов», не говоря уж о гиперзвуковых «Цирконах» и «Кинжалах», им очень далеко.
В общем, это крайне сложная, рискованная, тяжёлая операция. И малейшая ошибка приведёт к тому, что десант умоется кровью и искупается в море. У НОАК есть много ракет для нанесения ракетных ударов по острову, и авиации и флота хватает. Уж с флотом Тайваня они, вероятно, справятся. Не хватает одного – боевого опыта. И менталитета. При всём уважении, но китайская армия сверху донизу поражена вирусом показухи, полировки действительности и создания красивой картинки вместо реально серьёзной боевой подготовки. Об этом даже сам Си Цзиньпин говорил пару лет назад в одной из речей перед военным активом.
Правда, на Тайване тоже нет боевого опыта, но их обучают американцы. Ещё остаётся нераскрытым вопрос – каково будет участие ВС США в «тайваньской войне». Китай, очевидно, если и рассчитывает, то на блицкриг, чтобы США даже не успели вмешаться. Но получится ли?
Очевидно, в КНР считают, что вероятность серьёзного участия США при нынешней администрации и в нынешней ситуации – невелика, вот и активизировали усилия по подготовке. Но вряд ли у НОАК всё готово, так что не похоже, что всё начнётся скоро. Возможно, это вообще демонстрация силы с целью заставить Тайбэй пойти на переговоры о мирном воссоединении. Например, по гонконгскому варианту. Китайцы всегда предпочитают торговаться, нежели воевать, и умеют первое многократно лучше второго.
Аргумент России
К тому же важна и позиция ближайшего союзника – России. Особенно в случае столкновения с США. Раньше РФ, которая поддерживает территориальную целостность КНР, была не очень заинтересована в «силовом аншлюсе» Тайваня. Тайбэй был надёжным торговым партнёром, закупал углеводороды и прочее, продавал электронику и даже изготавливал военные микропроцессоры российской разработки. Но в связи с решением Тайваня пойти на поводу у «патрона» из США по поводу санкций, в том числе в вопросе поставки наших же процессоров производства TSMC, у Москвы возникает искушение поддержать Пекин в его задумке. В том числе – и консультативной, и иной важной помощью, которая легко может быть оказана через «частные военные структуры».
Ближайшие месяцы покажут, не последует ли за украинской ещё одна операция. Причём на другой стороне Евразии.