Ожидаемая многими специальная военная операция ВС РФ против украинского режима и его вооружённых формирований началась и идёт уже практически неделю. Но данный материал посвящён беспрецедентному санкционному давлению Запада на нашу страну. А также возможным ответам в околовоенной сфере и не только.
Не суйтесь не в своё дело!
Для предотвращения желания США и НАТО вмешаться в ситуацию президент России Владимир Путин ясно дал понять, что те, кто вмешается, получат такие страшные последствия, «которых никогда ещё не было в их истории». Это вполне прозрачный намёк на применение как минимум нестратегического/тактического ядерного оружия (НСЯО/ТЯО), а то и стратегических ядерных сил (СЯС).
К тому же для тех, кто плохо понимает, буквально перед стартом кампании в России состоялись стратегические командно-штабные учения ядерных сил «Гром-2022», которые обычно происходят в конце летнего периода обучения войск, то есть поздней осенью. Но сейчас они были перенесены на февраль. Обычно в ядерных силах в конце зимнего периода проводится стратегическая командно-штабная тренировка, а тут, получается, в середине зимнего периода состоялись учения за итог летнего. Явно неспроста.
Пусков средств конкретно СЯС было относительно немного: одна МБР «Ярс» неизвестной модификации и одна БРПЛ «Синева-Лайнер», а также несколько крылатых ракет (КР) большой дальности. Зато много было нестратегических средств, все из которых имеют и ядерные варианты: три КР «Калибр» с атомного подводного крейсера «Северодвинск», неатомной подводной лодки и малого ракетного корабля. Также были запущены ракеты комплекса «Искандер-М», а два гиперзвуковых «Кинжала» отработали с истребителей по надводной и наземной целям. Фрегат «Адм. Горшков» ударил сначала сверхзвуковой ПКР «Оникс», а затем и новейшим «Цирконом» на дальность от 1000 до 1500 км. В общем, доходчивая демонстрация.
Особый режим
Похоже, дошло не до всех. Для них через несколько дней после старта кампании В. Путин приказал перевести «ядерные силы сдерживания в особый режим несения службы». Тут следует понять, что это. В армии России есть 4 степени боевой готовности (БГ) – постоянная, повышенная, военная опасность и война. Сейчас ВС РФ находятся в высшей, четвёртой степени, как минимум большей частью своего состава. В ядерных же силах есть ещё режимы работы – повседневный, усиленный и боевой. То есть никакого «особого» режима вроде бы нет. Значит, имеется в виду один из имеющихся. С повседневным всё понятно, усиленный же отличается от него полными дежурными сменами, также отзывается личный состав из отпусков. А вот в боевом режиме помимо прочих нюансов пусковые установки и командные пункты находятся на автономном питании, что, конечно, расходует ценный ресурс. И применяется он только во время учений и тренировок, но не при постоянном несении дежурства. Вероятно, речь шла об усиленном режиме несения дежурства, благо об усиленных расчётах позже сообщило Минобороны РФ.
В итоге США и НАТО начали наперебой уверять, что они не имеют никаких агрессивных планов по отношению к России, а также планов по вмешательству в события на Украине.
Самолёты для агонизирующего режима
Впрочем, ЕС, который в данной ситуации ведёт себя куда менее адекватно, чем США, решил совсем побить горшки с Россией. Европейские чиновники забыли, что живут в доме даже не из стекла, а из бумаги, и решили поставить Украине боевые самолёты. Речь идёт о самолётах советского производства. Киев уже раструбил очередную «перемогу», сообщив, что их будет аж 70 штук – МиГ‑29 и Су-25 из наличия ВВС Польши, Болгарии и ещё пары стран. И летать, мол, они будут с польских аэродромов. Дело в том, что на самой Украине большая часть ВПП уже разбита, а авиация почти вся уничтожена.
Но подобный акт автоматически приведёт к войне с Польшей. Москве уже всё равно, что о ней подумают на Западе. Но, как известно, украинские военные и чиновники не врут лишь тогда, когда спят. Указанного количества самолётов данных типов в ЕС просто нет в наличии даже списочно, а «живых» бортов нет и подавно. О полётах из Польши речи тоже пока не идёт. Да и МИД РФ предупредил, что любая оружейная контрабанда будет пресекаться вне зависимости от того, кто её везёт.
На момент написания материала ясно, что пока планируется передать целых три польских МиГ‑29 и один болгарский Су‑25. Причём болгары вообще заявили, что никаких бортов не дадут, мол, у них самих летать не на чем. Шансов перегнать эту технику на Украину, мягко говоря, мало. А выжить ей там – и подавно ноль. Ну и зачем нарываться-то на неприятности, европейцы?
Это же относится и к идее посылки «добровольцев» на Украину, а точнее, наёмников. Для начала наёмников никто в плен брать не будет, на войне и так обычно хватает эксцессов, а на этих никакие конвенции о правах пленных официально не распространяются. Да и много ли их будет? Несколько тысяч? Больше не соберут – всё закончится раньше. И что они сделают там, где украинская армия, официальной численностью под четверть миллиона, не смогла ничего, кроме утраты большей части тяжёлой техники, утраты авиации и ПВО.
Экономический ответ
Скажем пару слов и в плане ответных мер именно на санкционное давление – остановимся на экономических контрмерах. Первое, что стоит сделать, так это отменить для враждебных стран патентное право. Ущерб будет колоссальным, а ядерная сверхдержава, и так побившая горшки с Западом, может творить что угодно. Китай вон копирует всё подряд и не заморачивается. Нам технологии, которых пока у нас нет, тоже пригодятся. Особенно в сфере компьютерных технологий. К тому же нашему примеру последуют и другие.
Второе, это удар по рынкам урана, титана, палладия, платины, неона, а также по такой малоизвестной, но важной вещи, как сапфировое стекло. Все эти рынки в немалой, а то и большей степени зависят от России или от России и Украины. А она сейчас вне игры. И мировая высокотехнологичная экономика без части перечисленных элементов просто умрёт.
Третье – удар по нефтегазовому рынку. Но тут «европейские партнёры» и без нас успешно завязывают намыленную верёвку на своей шее. Газ по фантастическим даже для сегодняшнего дня ценам – станет реальностью уже скоро. Есть и иные меры вроде конфискации собственности западных компаний, авуаров западных банков и их самих и прочего. И на них наверняка придётся пойти.
Свобода действий
Но есть меры и военные. НАТО заявила, что Основополагающий Акт, по их мнению, больше не действует. Отлично. Не нравится вам 11-й гвардейский армейский корпус в Калининградском особом районе? Встречайте 11-ю гвардейскую армию из 2–3 дивизий. И заодно мощные группировки в Белоруссии, а также на освобождённой Украине, как бы она в итоге ни называлась и из чего бы ни состояла.
Можно пойти и на разрыв договора СНВ-3 раньше срока. Мы можем позволить себе и доустановку возвратного потенциала, и увеличение числа носителей, и главное – числа зарядов. А США – не могут. Мы не раз об этом писали. Заодно можно похоронить так и не ратифицированный договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
В США этому точно «обрадуются», учитывая то, что они-то свои заряды могут только в теории совершенствовать, но не производить. Можно пойти и на иные меры: когда страна не связана никакими обязательствами и в военном плане неуязвима – можно творить очень многое.
Одним словом, на наших глазах рождается «новый дивный мир». Какая роль в нём будет у американцев и европейцев?