Россия рассматривает возможность размещения вооружений на Кубе и в Венесуэле
№ () от 18 января 2022 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Судя по всему, первый раунд переговоров по «ультиматуму» России Западу успешно провален западной дипломатией. Возможно, с американцами разговор и получился бы более конструктивным, но с НАТО он явно не вышел. Канадцы, «староевропейцы» и особенно «новоевропейцы» вроде Польши, ничего собой не представляющие в военном плане, очень опасались очередной американской «подставы по-кабульски» и всеми силами торпедировали процесс. Очень зря, потому что пострадать могут прежде всего они сами. И вот для отрезвления «партнёров» перед вторым раундом переговоров (которого может и не быть) из России зазвучали открытые и завуалированные угрозы. В частности, осторожные намёки на наше скорое активное военное присутствие в Латинской Америке. Прежде всего на Кубе и в Венесуэле.
Вспомним прошлое
При слове «Куба» у многих в голове сразу же «щёлкает» и вспоминается Карибский ракетный кризис 1962 года. Все помнят, что тогда СССР тайком провёз на Кубу ракеты, но забывают, почему это произошло. Дело в том, что тогда у Советского Союза ядерных и термоядерных зарядов было во много раз меньше, чем у США, – 432 против 3 110. Но главное, было куда меньше средств доставки.
У США только флот средних и тяжёлых бомбардировщиков составлял 1300 штук, способных доставить к цели в один вылет более 3000 бомб. А также имелось 183 МБР «Атлас» и «Титан-1», 144 БРПЛ «Поларис-А1» на 9 подводных лодках. СССР мог ответить потенциалом доставки порядка 300 зарядов, как силами Дальней авиации, так и МБР, которые хотя и создал раньше, но имел меньше.
Да и боеготовность королевских «семёрок» Р-7А, которых было всего 56 штук, была невысокой. А пусковых сооружений для них и подавно было мало. Новых ракет Р-16 было также мало. Суммарный залп всех МБР составлял не более 25 штук. Но у Москвы было много ракет малого и среднего радиуса, и в Европе она вполне могла обеспечить свою военную победу. Однако США имели десятки авиабаз по границам Союза, на которых базировались бомбардировщики, а также группировки ракет средней дальности «Тор» и «Юпитер» в Англии, Италии, Турции.
Особенно опасными были «Юпитеры» в Турции – их можно было привести в действие за короткий по тем временам срок в 20–30 минут. Они были способны поразить Москву минут через 12 после пуска. Это было опасно, поэтому в СССР решили создать адекватную угрозу и для Вашингтона. На Кубе было начато развёртывание войсковой группировки в 50 тыс. человек, включавшей в себя истребители МиГ-21, ЗРК С-75, 40 лёгких бомбардировщиков Ил-28 (тоже носители ядерных бомб). Но главное – 40 ракет средней дальности Р-12 и Р-14, способных поражать цели на расстоянии 2–4, 5 тыс. километров. Они могли накрыть и Вашингтон, и половину авиабаз бомбардировщиков. Треть территории США.
Кризис завершился «нулевым» вариантом. СССР убирал ракеты и прочее ядерное оружие с Кубы, а американцы убрали ракеты из Турции, затем и из Италии.
После Карибского кризиса
Но группировка, пусть и усечённая, на Кубе осталась. Это 7-я мотострелковая бригада под Гаваной, потом переименованная в «учебный центр», центр радиоразведки в Лурдесе, авиационные комендатуры для обслуживания тяжёлой авиации ВВС и базы отдыха и пополнения запасов для кораблей и подлодок. В 90-е годы прошлого века всё это вывели, а в 2002 г. был закрыт и центр в Лурдесе.
Впрочем, затем не раз говорилось о возможности открытия этого центра заново. Военная активность армии России на Кубе тоже велась – прилетали стратегические бомбардировщики, периодически заходили боевые корабли.
Колыбель венесуэльской авиации
И вот теперь говорят о возвращении на Кубу и, более того, о размещении сил в Венесуэле. Можно предположить, что проработка предварительных решений, численности контингентов и их оснащения, мест дислокации и даже согласия руководства этих стран уже проведена. В Венесуэлу русских звал ещё полковник Чавес, предлагая базу на острове Ла Орчила, который расположен в 100 морских милях к северо-востоку от Каракаса.
Этот островок площадью 40 кв. км является федеральным владением правительства, там почти нет населения, но есть авиабаза морской авиации ВМС Венесуэлы и ряд других военных объектов. Например, РЛС. Ещё там есть запасная резиденция президента страны.
Словом, место на аэродроме для наших самолётов будет. К тому же американцы давно утверждают, что полосу на Орчиле удлинили и расширили несколько лет назад значительно более, чем это было бы нужно для самолётов ВМС и ВВС Венесуэлы. Они это объясняют проработкой базирования там нашей авиации. Место и правда удобное – райский остров, курорт, людей лишних нет. Если там разместить ЗРС большой дальности и береговые ракетные комплексы с ПКР типа «Оникс» – то можно дополнительно прикрыть всё побережье страны и подступы к столице.
В США утверждают, что и на других аэродромах Венесуэлы проводилась подготовка. В частности, там, куда уже прилетали наши бомбардировщики, – на авиабазе Эль Либертадор под городом Маракай на севере страны. Это одна из двух старейших и крупнейших авиабаз ВВС. Там и базируются венесуэльский полк на Су-30МК2В и полностью оснащённая российской техникой 4-я танковая дивизия. Вполне возможно базирование ВКС и на двух авиабазах. Есть в Венесуэле и хорошо оборудованные военно-морские базы, и флот не самый плохой. Да и страна эта немаленькая – там есть где что-то спрятать, где развернуться.
Одно но – до США оттуда достаточно далеко. Даже до Майами от Каракаса – 2, 2 тыс. километров. А уж про Норфолк или Вашингтон и говорить нечего. Это, по сути, тыловой район базирования. Если уж что базировать там, то Дальнюю авиацию, например, бомбардировщики Ту-22М3/М3М с гиперзвуковыми ракетами Х-32. Или Су-34 с заправщиками и прикрывающие их силы. Если уж мы говорим о размещении не для обеспечения безопасности этой страны, а для создания отрезвляющей угрозы для США. Ну и прикрывающие всё это силы ПВО, конечно, забывать нельзя.
Однако есть препятствие – в конституции Венесуэлы есть запрет на размещение иностранных войск. Впрочем, это вопрос решаемый.
Остров Свободы
Что до Кубы, то она находится совсем близко к США. В плане создания угрозы «партнёрам» это лучше, но, с другой стороны, верно и обратное. У американцев хватит различных боевых средств, которыми можно атаковать цели на острове. То есть там потребуется мощная ПВО.
На Кубе ВС РФ потенциально могут интересовать крупнейшая авиабаза ВВС страны Сан-Антонио-де-лос-Баньес с тремя ВПП длиной до 3, 5 км, Гавана с ВПП в 4 км, способная принять хоть Ту‑160, хоть «Руслан», или авиабаза Ольгин. Там тоже имеется одна ВПП 3, 5 км длиной. В настоящее время ресурсы кубинских авиабаз, весьма хорошо оборудованных, всё равно используются слабо – в мощных ранее национальных ВВС слишком мало «живых» бортов. Остальные или списаны, или требуют ремонта. Очень много аэродромов просто заброшены.
Только вот систему ПВО Кубы придётся создавать заново. Как и береговую оборону кубинских военно-морских баз вроде Гаваны или Сьенфуэгос. В общем, работы – непочатый край. Зато и «достать» с Кубы теми же «Калибрами» или «Кинжалами» можно немалую часть США.
Карибский кризис наоборот
Осталось уточнить ещё два момента. Первый – думающим о повторении Карибского кризиса всё же стоит вспомнить, что ныне ядерное соотношение сил между сверхдержавами совсем иное. И оно не в пользу США даже численно, не говоря уж о технологиях. И вести себя так, как в 1962 году, американцам не с руки – придётся сидеть тихо и не дёргаться.
К тому же Куба, Венесуэла, Никарагуа входят в договор Тлателолько о безъядерной зоне в Латинской Америке. И нет никаких намёков, что эти страны готовы из него выйти. Так что ядерной угрозы «партнёрам» с территории этих стран создать не получится. Но это с территории, а вот корабли и подлодки ВМФ РФ, опирающиеся на местные порты и базы, вполне могут такую создать при необходимости. Например, «Цирконами».
А вот хватит ли для острастки Вашингтона только намёков на угрозы размещения военных баз в подбрюшье США или их на самом деле придётся размещать – покажет время.