Чем больше появляется в российских приграничных зонах Западного и Юго-Западного стратегических направлений «занимающихся боевой подготовкой в автономных полевых лагерях АПЛ-500 батальонных тактических групп» (БТГ), тем выше нота истерики на Западе и на Украине. При этом киевские деятели умудряются хорохориться, рассказывая о мощи своей «самой сильной армии Европы». Чего же они боятся, если у них армия сильнее нашей? Или нет?
Армия как средство психологического и реального воздействия
По утверждениям западных разведок, аналитиков, а также генштаба и разведки ВСУ, «у границ Украины» находится уже до 120 тыс. личного состава ВС РФ. Из них почти 100 тыс. – это сухопутные силы, остальное – силы ВКС и флота. Правда, не очень понятно, что подразумевается под этими «границами» – можно ли считать, скажем, группировку, сосредоточенную на Смоленщине, в районе Ельни, таковой, ведь оттуда достаточно далеко до Украины? С другой стороны, это расстояние преодолевается за одну ночь марша своим ходом.
То, что эта группировка вообще может быть ответом на сосредоточение тяжёлых польских соединений на границе с Белоруссией под предлогом борьбы с беженцами, – уже другой вопрос. Она вообще может иметь универсальное применение, но западные аналитики нацеливают её именно на Украину. Однако никого не должно волновать, где и для чего Россия размещает войска на своей территории. И никто никаких гарантий Украине не давал. Впрочем, нападать на неё никто не собирается, но если Киев дёрнется в сторону России или республик Донбасса, то пусть пеняет на себя.
Дайте денег и оружия «самой сильной армии Европы»
При этом руководство Украины просит прислать на помощь западные войска. Но они ничего не смогут сделать против армии России, что признаётся западными аналитиками. Если их будет мало – их просто не тронут и потом дадут возможность для эвакуации. Если будет больше и они будут пытаться активно противодействовать, то как бы сильно им об этом не пожалеть даже при неядерном сценарии обострения. Впрочем, в Вашингтоне это прекрасно все понимают, потому Киеву уже дали понять, что ничего не пришлют.
Киев требует вооружения, но и с ним особого энтузиазма не наблюдается. К тому же чем бы помогли Незалежной затребованные на днях министром обороны Украины Резниковым ЗРК «Пэтриот» или «Железный Купол»? Первые давно показали свою несостоятельность в том же Йемене против иранских ракет и беспилотников. Да и нужно этих сверхдорогих игрушек в четыре раза больше на один объект, чем даже древних С-300ПС, которые имеются у ВСУ. А «Купол» неплохо защищает от кустарных ракет палестинцев, а не от нормального оружия. ПТРК «Джавелин» не спасут ни от артиллерии, ни от авиации, да и для защиты от них в России рецепты давно придуманы. Не помогут и «святые» «Байрактары», как не помогли они переломить ситуацию самим туркам в Сирии в прошлом году.
Но, простите, ВСУ и так могучи и непобедимы и остановили «агрессора» ещё в 2015 году? Зачем им всё это? Если послушать украинскую сторону, то там очень любят рассказывать, как сильно украинская армия прибавила с 2014 года. Мол, сейчас это совсем другая армия. Конечно, изменения-то имеются, но по большей части они мало влияют на общую боеспособность.
ВСУ вполне научились правильно вести себя в тех вялых перестрелках крайне низкой интенсивности, ведущихся в условиях позиционной войны без активного применения авиации, бронетехники и артиллерии. Но к нормальной современной маневренной войне высокой интенсивности они не готовы. Да и к противодействию современным приёмам и системам, имеющимся у России.
Как организованы ВСУ
Начнём с общих организационных вопросов – структуры наземных сил ВСУ. Они делятся на четыре оперативных командования (ОК) – «Север», «Юг», «Восток», «Запад». По идее, это аналог наших военных округов, оперативно-стратегических командований (ОСК). Но это не совсем так.
Наши состоят из объединений, то есть армий и корпусов. Они включают в себя и силы ВКС и прилежащих к территориям округов флотов ВМФ. Украинские ОК – скорее аналог наших армий и состоят из некоторого числа боевых бригад и комплекта обеспечения. Туда входят зенитно-ракетная бригада на старых «Бук-М1» (у нас таких версий уже нет на вооружении), артиллерийская бригада, инженерно-сапёрный полк, полк связи, разведбат и т.п.
В ОК «Север» имеются 5 боевых бригад: танковая, 2 механизированные (мотострелковые), мотопехотная (бедный вариант наших мотострелков) и некая «егерская» бригада. Расположены они в районе Чернигова, Белой Церкви, Бердичева, Новгорода-Волынского и преграждают дорогу на Киев.
В ОК «Восток» имеется 5 боевых бригад: танковая и 4 механизированные. Дислоцированы они в Кривом Роге, Чугуеве, Черкассах, Запорожье, а часть – на оккупированной ВСУ территории Донбасса. В Южном ОК у ВСУ 4 механизированные бригады, они находятся в Одессе, Николаеве, Кировограде и Мелитополе. В Западном ОК есть 2 механизированные и 2 «горноштурмовые» бригады – это горнострелки. Это районы Мукачева, Тернополя и Владимира-Волынского. В общем, Западенщина.
В силах центрального подчинения имеется ракетная бригада с остатками ракет «Точка-У». Последние ракеты вылежали продлённые Россией в своё время гарантийные сроки ещё 5–6 лет назад. Любая стрельба ими нынче лотерея. Также есть 2 полка РСЗО «Смерч», бригада РСЗО «Ураган» и бригада с 203-мм пушками «Пион» большой мощности.
Десантники без самолётов
К этим же силам следует отнести украинских десантников, точнее, псевдодесантников. По сути, десантного в «десантно-штурмовых войсках» осталось очень мало. Дело даже не в отказе от голубых беретов, как говорится, – нечего их позорить. Но прыгают они мало, десантируемой техники практически нет – она осталась только в одной бригаде и в очень ограниченном числе. Десантироваться им тоже особо неоткуда. Поэтому такие «десантники» – это просто пехота, несколько иначе подготовленная и полегче вооружённая. Но вооружённая обычной наземной техникой типа танков и БМП.
Морпехи без кораблей и флота
Аналогичная ситуация у Украины и с морской пехотой. Пехота есть – десантных кораблей нет. Да и флота нет. И никакие дарёные американские мятые корыта из береговой охраны, никакие французские новые катерки и обещанные турецкие корветы с непонятным вооружением – его не заменят. У ВМС Украины есть один древний средний десантный корабль, когда-то способный принять 4–5 танков – и это всё. Зато бригад морпехов – целых 4, да ещё с бригадой артиллерии и полком РСЗО. Видимо, будут высаживаться на плотах из остатков леса, вырубленного в Карпатах.
Бумаги и реальность
Словом, с виду у ВСУ войск очень немало. По числу боевых бригад (если забыть о наших 12 дивизиях) они вполне могут посоперничать и с армией России. Но реальность сильно отличается от бумаги. У ВСУ все бригады, даже те, что в данный момент на Донбассе, – сокращённого состава. В наличии имеется примерно от трети до половины личного состава.
С техникой история чуть получше, но тоже нельзя найти ни единой бригады, укомплектованной так, как положено. Если с танками дела обстоят ещё более-менее, то уже с лёгкой бронетехникой – швах. Как и с грузовиками. С артиллерией тоже творится чёрт-те что. Где-то есть более-менее полный комплект САУ, но сокращённого состава. А где-то вместо САУ – буксируемые орудия, часто весьма древние.
Кроме этого у ВСУ имеются огромные проблемы с запчастями для немалой части техники – их выпускает «агрессор», то есть Россия, а старые запасы или распродали, или потратили. Потому из войск потихоньку исчезли наиболее современные виды техники, вроде САУ «Мста-С» старых серий.
Танки есть – но снаряды к ним часто куда древнее их самих. Они бесполезны против куда более современных российских машин. Артиллерия есть – но новомодные средства разведки и боевого управления и автоматизации сляпаны на живую нитку из коммерческих комплектующих. ПВО имеется – но комплексы старые, сомнительной боеготовности зачастую, без модернизации с вылежавшими все сроки ракетами. Да и управляют ими даже в обороняющей Киев бригаде ПВО офицеры типа «аватар». Так в ВСУ зовут алкашей, очевидно, за синеву кожи. В Сети достаточно кадров с этими «рыцарями неба».
Самолёты есть – но суммарно их даже списочно меньше, чем в авиадивизии ВКС. Несколько десятков живых Су-27 и МиГ-29, откровенно говоря, сгорят мигом, как и сходное число ударных машин.
Шансов у ВСУ нет
Случись реальная война, недоукомплектованные части никто не даст укомплектовать. На это нужны дни, а реально – недели, а их не будет. А резервные бригады и территориальная оборона – это просто разворовывание бюджетных денег, их нечем и некем будет комплектовать. Кадры с недавних сборов «территориалов» в Харькове способны заставить плакать от жалости даже босоногих африканцев в беднейших странах Африки. В общем, случись что – разгром ВСУ будет весьма быстрым и неожиданным для тех, кто ждал другого результата.