> На границе Белоруссии с Польшей могут находиться до 15 тысяч мигрантов - Аргументы Недели

//Армия 13+

На границе Белоруссии с Польшей могут находиться до 15 тысяч мигрантов

№  () от 16 ноября 2021 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]

Фото: ГПК/4esnok.by

Миграционный кризис на границе между Польшей и Белоруссией начался неожиданно, но так ли это на самом деле? Что стоит за ситуацией, уже вызвавшей военную напряжённость и затронувшую внимание армии России? Что за «буря в стакане воды» там происходит и почему она удостоилась внимания наших военных?

  

Кто все эти люди?

Ситуация с беженцами на границе между Белоруссией и Польшей начала осложняться во второй половине октября. Но беженцы из ряда стран Ближнего Востока были в Белоруссии и ранее – где-то с лета местные жители стали отмечать прилёт групп людей характерной внешности с вещами, которые искали временное жильё в Минске и других городах. И это притом что сейчас въезд в РБ из-за ковидных ограничений весьма затруднён. Но у этих людей возможности были.

Затем они стали пытаться переходить границу, стремясь в Германию (ну не в Польшу же им стремиться). Ещё в конце сентября белорусские пограничники обнаружили выходца из Сирии, находившегося в состоянии переохлаждения, – его избили и бросили польские «коллеги». Сейчас же беженцев скопилось, по разным оценкам, до 15 тысяч. Много это или мало?

По меркам ЕС – это не о чем говорить. В Испании, Италии и других странах ЕС в сутки высаживается с лодок несколько тысяч людей из Африки. Назад их не отправляют. А тут на границе находится толпа в несколько тысяч активно пытающихся перейти границу – и из этого раздули целый кризис и никого не пускают. Беженцы из Африки или Ближнего Востока с лодок в Италии какие-то, видимо, более правильные, чем те, кто идёт пешком из РБ?

Кто эти люди? Это в основном курды из Ирака, а также из Сирии. Говорят, в основном они из утраченного курдами анклава Африн, где ныне заправляют турки. Так что по логике вещей, если вспомнить, кто участвовал в разорении Ирака и кто помогал боевикам в гражданской войне в Сирии, то принимать этих людей обязаны и ЕС, и сами США. Но, видно, боятся. Поэтому устроили целое противостояние в духе «Властелина колец» – последние защитники Запада против орд орков Саурона с Востока. Прямо как украинские вояки, из последних сил сдерживающие, ради всего НАТО, куда их не берут, два корпуса на Донбассе (и всю армию России, разумеется). Странный цирк, не находите?

  

Что есть у поляков

Для начала – пара слов о польских сухопутных войсках (СВ). Сейчас там имеется 4 дивизии: 11-я бронекавалерийская (бркд), 12-я, 16-я и 18-я механизированные (мд). Каждая состоит из 3 боевых бригад – танковых/бронекавалерийских (это одно и то же, там и «уланы», и «драгуны» водятся ради традиции), механизированных, а также артполка и полка ПВО и полка снабжения.

Вот только в новоформируемой в приграничных районах и Варшаве 18-й «железной» мотострелковой дивизии (мд) пока нет ни артполка, ни прочего – будут через несколько лет. Дивизии все разного состава, бригады тоже часто отличаются. В общем, разнобой. Две дивизии стоят на западе у границы с Германией, одна – у границы с Калининградским особым районом (КОР), как его зовут наши военные. Ещё у поляков есть 3 разведполка (все три – близ границ с РФ и РБ и Украиной, что логично), парашютная и аэромобильная бригады в Кракове и центральной Польше и бригада армейской авиации там же. И есть резервные формирования в виде батальонов и бригад территориальной обороны.

Вообще у поляков по большей части советская техника, причём старая. А немецкие танки «Леопард-2А4/2А5» и БТР «Росомаха» (финские «Патрия» по лицензии) и прочая современная техника погоды не делают. Есть ещё танки из 90-х – РТ‑91 «Тварды», но это немного улучшенная версия старенького Т-72М1 польского выпуска. Да и невысокую боевую ценность «Леопарда-2А4» отлично показали турки в Сирии. Да так, что поляки захотели их срочно модернизировать.

Очень мало у Польши и беспилотников – даже у Белоруссии их больше. Но в целом на суше Польша однозначно сильнее белорусской армии, в её неотмобилизованном состоянии. В воздухе же мощная белорусская ПВО не даст полякам особо летать.

 

Странные игры

Ситуация видится очень странной, если внимательно смотреть на то, что Польша перебросила к границе и откуда. Казалось бы, у них назревает проблема с беженцами. Чем, кроме полицейских формирований, можно усилить пограничников? Конечно, прежде всего это парашютисты, спецназовцы из отряда «Гром», аэромобильный десант и вертолёты, разведчики из разведполков. Благо они близко к границе. Ну и в массовке можно задействовать резервные формирования. Не хватает – есть моторизованные пехотные батальоны на БТР.

Но поляки поступили иначе. Первым делом они отправили не подразделения из частей ближайших к границе 16-й и 18‑й мд, и не разведчиков и десантников, а части дальних, западных, дивизий!

Причём это танки «Леопард-2А4» – танковый батальон 10-й «бронекавалерийской» бригады (пышные наименования в честь королей, гетманов и коронных маршалов Речи Посполитой мы опустим). И 58 машин из 11-й бркд с самого запада Польши. А затем – и другие части этой бригады. Они отправились в Бела-Подляску в 46 км от Бреста.

Затем отправили бригаду из 12-й мд в Щецине на БМП-1. Её разместили в деревне Вейки недалеко от границы с РБ и оборудовали укреплённый лагерь. Она на танках. Следом подняли 9-ю «бронекавалерийскую» бригаду из граничащей с Калининградской областью 16-й мд в Бранево. Затем перебросили полк ПВО этой же 16-й мд в деревню Рыбаки в 10 км от границы с Белоруссией. На днях Польша перебросила к границе и части двух бригад тылового обеспечения с запада страны. Спрашивается – зачем?

Также Польша с 22 октября объявила серию бесконечных (до Нового года минимум) учений с территориальными бригадами в трёх приграничных воеводствах, с мобилизацией тысяч резервистов. Они у них и несут основную часть функций поддержки пограничников и полиции на границе. Один резервист уже погиб. Он якобы случайно застрелился во время проверки и сдачи оружия после караула.

  

Зачем всё это?

Возникает вопрос – зачем польским панам танковые и механизированные бригады с танками, БМП, САУ, РСЗО и ЗРК для прикрытия войск? Это всё поможет курдов с баулами ловить по лесам? И где личный состав этих частей, почему его не видели на границе? Потому и не видели, что толку с них там не будет. А где будет? Танкисты и мотострелки на БМП, артиллерия – нужны в наступлении.

Итого на сегодняшний день мы имеем в приграничной с РБ полосе группировку порядка 15 тыс. военных польских сухопутных войск из двух дивизий с запада Польши и одной – с границы с КОР. Вероятно, усиление будет продолжаться и далее. Суммарно это порядка дивизии. А войска 18‑й мд никто не трогает, потому что они и так недалеко и их можно быстро перебросить. Это же относится и к разведчикам, парашютистам и аэромобильным десантникам. Их вертолёты есть на границе, а их самих – нет, вместо них патрулирует в этих вертолётах спецназ «Гром».

Вот и вопрос – чего хотят поляки, перетаскивая тяжёлые части под шумок «войны» с курдами-беженцами поближе к Белоруссии? Между прочим, Польша грубо нарушает Венский документ 2011 г. о мерах доверия – по нему стороны обязаны уведомлять о переброске сил более 9 тыс. человек в приграничные зоны «мер укрепления доверия», если эти силы в составе одной дивизии или не менее двух бригад или полков из разных дивизий. И допускать туда инспекции сопредельной стороны. А от сосредоточения контингентов более 13, 5 тыс. человек в приграничных зонах следует воздерживаться.

Именно поэтому даже на гигантских по масштабам учениях вроде недавнего «Запада-2021» с его 200 тыс. участников в приграничных зонах войск было размещено ниже указанных норм. И в Белоруссию их перебрасывали тоже немного. К тому же у РБ и Польши есть свои двусторонние соглашения. По ним более 6 тыс. военных в таких зонах уже подвергается инспекциям. Но поляки только орут о «гибридной агрессии» Лукашенко, «атакующего границу курдами», – и никого не пускают.

Пока сложно сказать, зачем Польша всё это делает. Есть версия из разряда фантастических – Польша (или её хозяева) планирует какую-то кровавую провокацию на границе с последующей попыткой «блицкрига» и оккупации части белорусской территории, как полагают, «по старой границе» Польши. Бывшие «сходни кресы». Или же силовой попытки смещения Лукашенко с установлением марионеточной хунты.

Есть ли у Польши шансы? С одной стороны, теоретически есть. Армия России далеко, пока ещё она прибудет. А там, может, Америка ядерным зонтом прикроет. Но в реальности передовые группировки ВС РФ находятся куда ближе, чем обычно, – на Смоленщине и Брянщине. А ВДВ, ракеты и авиация прибудут ещё раньше. Ну и самое главное – в случае такой авантюры никакой ядерный зонтик Польше, скорее всего, не предоставят.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте