На Донбассе обострилась военно-политическая ситуация
№ () от 2 ноября 2021 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Ноябрь – месяц холодный, когда подступающая зима постепенно выхолаживает землю и воздух. Но в военно-политическом плане ноябрь 2021 года может оказаться весьма горячим. Главной причиной может стать Донбасс.
Жабьи прыжки ради перемоги
Тактика украинских действий на Донбассе в эпоху «вечных перемирий», которые порой не держатся и пары дней, проста и незатейлива и сложилась ещё при Порошенко. Серьёзно атаковать у украинцев силы, может, и есть, но ресурсов для большой войны маловато. Да и открытое нападение на ДНР или ЛНР вызовет вооружённое вмешательство России, причём в этот раз, скорее всего, открытое и законное.
В итоге кто-то из украинцев окрестил сложившуюся ситуацию «жабьими прыжками» – периодические наскоки армии Украины на находящиеся в нейтральной «серой зоне» сёла с последующими триумфальными заявлениями об «освобождении» очередного населённого пункта.
Конечно, армии республик тоже иногда «поджимали» удобные позиции в «серой зоне», руководствуясь военной необходимостью, но это никогда не афишировалось и не рекламировалось. В этом нет нужды.
Причины обострения
Сейчас, как известно, на Украине всё плохо и с газом, и с углём, и с ковидом. Самое время для «перемоги». А ещё от Киева и его выкрутасов очень устали даже американские хозяева, и если бы не желание иметь дешёвое средство гадить России, то давно бы избавились от токсичного актива. Так что надо как-то напомнить о себе, изобразить жертву, может, денег дадут.
Вряд ли у Киева есть желание довести дело до войны – какие бы комики ни руководили Украиной, понимание, что ВС РФ раздавят ВСУ, всё же имеется. Но постепенно уровень адекватности руководства Незалежной снижается – относительно вменяемых людей вымывают и меняют на идиотов.
Характерный пример – уже решённый вопрос с увольнением министра обороны Тарана и замена его на Резникова, который был министром по «реинтеграции оккупированных территорий». Генерал-лейтенанта ещё советской школы заменят на адвоката из Львова, который одевается как стендапер из «Квартала-95». Зато является фанатичным «нациком», не считающим жителей Донбасса за людей. Такое решение, конечно, повышает управляемость МО со стороны президента и его клики, как и вероятность принятия фатальных для Украины решений. Потому что главком ВСУ Залужный тоже из тех, кого у нас называют чокнутыми. Чего только стоят его обещания прокатиться по Красной площади на танке.
В результате ситуация постепенно обострялась в последние недели. Увеличилось число обстрелов, полётов БПЛА и действий диверсантов. Не забудем также наглый захват украинскими «альфовцами» офицера 2-го армейского корпуса ЛНР и гражданина РФ Косяка, наблюдателя от ЛНР в СЦКК, что куда важнее всего остального.
Обстановка обострилась окончательно, после того как 26 октября украинские вояки из 93-й механизированной бригады заняли село Старомарьевка в Тельмановском районе ДНР. Формально, кстати, это село входит в «серую зону», и войск республики там никогда не было. Однако находится оно на «нашем» берегу реки Кальмиус и контролировалось ДНР де-факто. Среди 180 жителей села 37 имеют паспорта граждан РФ. «Укры» сразу же начали окапываться прямо в селе, среди домов, чтобы не достали артиллерией, и на окраинах, а через реку навели понтонный мост, потому что там есть только утлый пешеходный.
С точки зрения военной науки занятие этого села – полный бред. Оно находится «в яме» и со всех сторон окружено господствующими высотами, на которых находятся хорошо укреплённые позиции 1-й Славянской отдельной мотострелковой бригады (омсбр) и 1-го армейского корпуса (АК) ДНР. То есть, даже сидя среди гражданских, особо долго там не усидишь – всё равно будут долбить снайперы, будут доставать артиллерией на окраинах и уничтожать и обстреливать подкрепления и доставку запасов. Да и в селе найдётся чем достать – есть и беспилотники лёгкого класса с ударным вариантом нагрузки, и высокоточные корректируемые снаряды. Их применяли на Донбассе со стороны корпусов.
А захотят провести военную операцию по вытеснению – тоже способы имеются, в таких случаях объявляется «зелёный коридор» для выхода мирных жителей и даётся срок на выход. Кто не вышел или кого не выпустили супостаты – что же, это война. Но противнику следует учесть, что прикрывающихся «мирняком» в плен не берут.
Пока этого не происходит, хотя «укропы» постоянно находятся под обстрелом на подступах к селу и несут потери. Артиллерия 1-й бригады (122-мм САУ 2С1 и гаубицы Д-30А и 120-мм миномёты) быстро уничтожила понтонную переправу через реку. Артиллерия ВСУ также ведёт огонь, в том числе и 152-мм калибром. «Укропы» несут потери, причём они явно выше официально объявляемых, но пока упрямо сидят в селе.
«Байрактар» перемоги... и зрады
Операция в Старомарьевке сразу пошла не по плану Киева уже потому, что командование ВСУ не ожидало от весьма пассивно себя ведшей в недавнее время 1-й омсбр резкого и жёсткого ответа из почти всех видов оружия. Были применены артиллерия и танки, которые быстро охладили пыл «освободителей» с эмблемами эсэсовской дивизии «Галичина» (запрещённая в РФ организация) на рукавах (есть там такие, в Старомарьевке).
Чтобы сгладить процесс превращения «перемоги» в «зраду», украинское командование решилось на применение «чудо-оружия» – ударного БПЛА «Байрактар» ТВ-2. На Украине пропаганда активно раскручивала этот беспилотник именно в таком ключе. Но его боевое применение вышло, откровенно говоря, так себе. Аппарат выпустил один боеприпас МАМ-C, с максимальной дистанции. У этой маленькой ракетки она составляет 8 км. Но у «Байрактаров» не самые лучшие камеры, и поэтому цель не всегда видна с такого расстояния и высоты полёта БПЛА. Потому боеприпас и не попал в цель, а недостаточная мощность его боевой части не нанесла никаких серьёзных повреждений даже неокопанной гаубице Д-30А и её расчёту.
В общем, если вычесть все вопли украинских «блогеров перемоги» и отечественных плакальщиков в Интернете, то можно сказать, что первое боевое применение БПЛА «Байрактар» ТВ-2 на Донбассе не удалось.
Что можно найти в угольных шахтах на Донбассе
Но не реагировать на него нельзя. «Байрактар» – вполне доступная цель для средств ПВО. Да, имеющиеся в корпусах ЗРК «Стрела-10М» и «Оса-АКМ» его не достанут. Но это на потолке, а когда снижается – он вполне доступен и отлично сбивается. Найдутся и средства РЭБ, способные надёжно подавить подобный аппарат и его оружие. Как они нашлись в последние дни войны в Карабахе, в ряде его районов. Таких средств много, есть, например, стационарная система «Поле-21М», прикрывающая все основные важные объекты, города, районы дислокации войск и т.п. в Европейской России ещё с середины десятилетия, а за Уралом этот процесс должен завершиться в этом году. Она надёжно подавляет спутниковую навигацию в любых существующих системах – GPS, ГЛОНАСС, «Галилео», «Бейдоу» и т.п. Есть подвижные системы, давящие как навигацию, так и каналы связи с пунктами управления. Конечно, для прикрытия 430 км линии фронта везде таких систем потребуется много. Но этих самих «Байрактаров» у Киева только пока шесть. И даже если привезут ещё штук 20 – ничего принципиально не изменится. В Сирии или Ливии такое количество сбивалось за несколько дней.
Куда хотим – туда войска и водим
Если же Киев думает и дальше обострять, то западные аналитики предупредили его, что переброшенные весной к границе Украины якобы на учения российские силы никуда не ушли. Техника заскладирована в передовых районах, и её много. Более того, несколько дней назад у польских аналитиков возникла некая паника. Как они утверждают, российские силы 41-й армии вдруг «пропали», и спутники их не смогли найти. «Нашлись» они, очевидно тогда, когда этого захотели в нашем Генштабе – это случилось под Ельней на Смоленщине, а также под Брянском. Именно из этой области лежит кратчайший путь на Киев.
Намёк, как мы видим, прозрачный, и предъявить России нечего – куда хотим, туда войска и перевозим. И вообще, войск у границ с Украиной и Донбассом сейчас более чем достаточно, чтобы, если потребуется, случилась та самая обещанная В. Путиным «катастрофа государственности». Причём их хватит не на одну Украину, но и на тех, кто вздумает вступиться за «сынков батько Бандеры».