> Россия и Франция борются за влияние в Африке - Аргументы Недели

//Армия 13+

Россия и Франция борются за влияние в Африке

№  () от 12 октября 2021 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]

Казалось бы, нарастающее противостояние между Алжиром и Марокко на севере Африки, где дело явно идёт к войне, а также новый конфликт Алжира и Франции не имеют отношения к России. Однако это не так. Африка всегда была ареной противоборства великих держав. Сейчас она вновь является тем регионом, где соперничают США, Россия, Китай, а также Франция, Турция, Италия, ОАЭ и Саудовская Аравия. При этом все эти страны не доводят дело до открытого противостояния и предпочитают действовать опосредованно – через прокси-структуры, местные силы или ЧВК.

 

Политика времён Первой мировой

При этом необходимо отметить, что каких-то устоявшихся союзов при борьбе за Африку почти нет. Две страны могут жёстко соперничать в одном месте, но сотрудничать в другом. Например, соперничество Москвы и Парижа за бывшие французские колонии не мешало Франции быть в ливийском конфликте на той же стороне, что и Россия. На таких ситуативных союзах сейчас строится вся мировая политика – нет идеологических барьеров, зато есть интересы. Всё это похоже на ситуацию, которая сложилась в мире перед Первой мировой войной.

Тогда, кстати, Африка тоже была одним из камней преткновения. И тогда Россию в Африку не пускали всеми силами, причём даже так называемые «союзники» из Франции (какие из французов союзники – время показало, и не раз). Но сейчас наша страна никого и не спрашивает.

 

Кусок земли на краю земли

Алжир и Марокко издавна соперничали. Алжир и не скрывал, что основным геополитическим противником для него является не амбициозная Ливия со взбалмошным Каддафи, а именно Марокканское королевство. Хотя, безусловно, войну с Францией в Алжире тоже не забыли, и в планах по вооружению армии учитывали возможность нового конфликта с Парижем. Но и руководство Алжира, и простые алжирцы всегда считали Марокко главным потенциальным противником.

Одной из основных точек конфликта между этими странами является Западная Сахара (ЗС). Этот кусок пустыни раньше был испанской колонией, но затем на эти территории положило глаз Марокко, тоже бывшая колония и Испании, и Франции. В 1975 г. состоялась самая забавная аннексия в истории – король Марокко отправил в Западную Сахару 350 тыс. гражданских, в том числе женщин и детей, как говорится, «на перекладных». И они заняли 80% этой территории без оружия. Остальное отхватила Мавритания.

Испания же отказалась от защиты Западной Сахары, заключив с этими странами соглашение. Однако местным жителям этого нищего куска пустыни всё это не понравилось, и их поддержал Алжир. Началась партизанская война. Мавритания, которая сама не богаче Западной Сахары и славится только своими толкователями Корана, быстренько смотала удочки ещё в 1979 году. На освобождённых территориях Фронтом ПОЛИСАРИО, который сражается там за независимость, была провозглашена Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР), ныне признаваемая полусотней государств. ПОЛИСАРИО поддерживается Алжиром открыто – на территории этой страны имеются его базы и лагеря обучения и отдыха.

Война продлилась до 1991 г., пока под контролем ООН не было заключено перемирие, загнавшее ситуацию в типичный пат – замороженный конфликт. Часть стран, в частности, США и ряд их ближайших союзников признают оттяпанные Марокко земли её территорией, но большая часть – нет. В частности, Россия, КНР и даже Германия никаких прав Марокко не признают, но и САДР не признают.

Впрочем, это непризнание не мешает ни активной торговле и стратегическому союзу с Алжиром, ни торговле с Марокко. Мандарины из этой страны у нас все знают, а вот то, что часть вооружения марокканской армии получена из РФ, – нет. Это вызывало неизменный гнев Алжира. Поэтому в последние годы таких поставок уже не было. Дело в том, что Алжир для России куда ценнее: он покупает намного больше оружия. Марокко же чётко держится в кильватере Вашингтона. Поэтому армия королевства оснащена по большей части американским оружием.

 

Макрон в поход собрался

И тут в эту сложную обстановку вломилась Франция с не очень умным заявлением Эммануэля Макрона в интервью газете Le Monde. Он заявил, что нынешняя история Алжира «неправильная» и эта страна занимается «переписыванием истории». Очевидно, Макрон имел в виду Алжирскую войну за независимость от Франции. А правильная история – у французов.

Алжир тут же отозвал посла и закрыл своё воздушное пространство для французских самолётов. Чем поставил под удар снабжение французских контингентов в Чаде, Мали и в других странах Африки. Ничего не скажешь, умно. Особенно на фоне того, что Россия, действуя прежде всего при помощи своего неофициального «частного легиона» (ЧВК), уже вытеснила французов из ЦАР. И восстановила там власть правительства на большей части территории, попутно «надавав по шапке» наёмникам из Чада, которые действовали там с подачи и одобрения французских спецслужб.

А теперь русские «частные военные специалисты» есть уже и в Нигерии, и много где ещё. И что больше всего раздражает Париж – в Мали, где французы уже много лет без особого успеха воюют с исламистами. Причём эта война началась после войны в Ливии, где Париж был «паровозом» идеи по свержению «плохого» Каддафи. Французы начали интервенцию в Мали прежде всего для того, чтобы выкинуть из богатой ресурсами страны китайцев. Китайцев выкинули – и они «утёрлись», а вот русских тронуть Франция опасается. Париж активно «ноет», грозя уйти из Мали вообще. А тут ещё и летать туда теперь приходится кружным путём.

 

Противники разных весовых категорий

Дойдёт ли у Алжира и Марокко до войны, пока сказать сложно. Но не исключён вариант втягивания в конфликт внешних сил, разумеется, не напрямую. Россия вполне может оказать помощь Алжиру специалистами и срочными поставками оружия. США, Израиль и Франция – Марокко. Но шансы Марокко уйти от поражения в случае масштабного конфликта представляются призрачными. Сухопутные войска Алжира почти вдвое больше марокканских. Разный и уровень оснащённости войск.

Алжир имеет самый большой военный бюджет в Африке. Он больше египетского, и его армия смотрится куда мощнее практически любой армии европейского НАТО. Алжирская армия обладает одним из самых современных в мире танковых парков – 2000 машин. У них более 700 Т-90СА, а также около 1000 модернизированных Т-72М1М. А вот марокканцы имеют всего около 1000 танков – более 400 «Абрамсов» устаревшей модификации, несколько сотен М60А3 и полторы сотни Т-72Б. Также у них имеются и китайско-пакистанские «Аль-Халиды» с украинскими моторами.

Кроме этого у Алжира есть 800 БМП-2М «Бережок» и БМП-3, а марокканцы вооружены устаревшими М113 и тому подобной техникой. Больше у алжирцев и современной артиллерии, РСЗО. Если рассматривать авиацию, то и тут у Алжира преимущество и в численности авиапарка, и в качестве. Всё же алжирские Су‑30МКА, МиГ-29М2 лучше, чем марокканские F-16C и F-16V и старые «Миражи-F1». Намного больше у Алжира и боевых и транспортных вертолётов, включая как модернизированные Ми-24, так и новенькие Ми-28НЭ, Ми‑8МТВ5.

Флот Марокко не так плох – в нём присутствуют современные фрегаты и прочие корабли постройки Франции и других стран, но алжирский также оснащается современными кораблями французской, российской и китайской построек. У Алжира есть 6 подводных лодок, которых нет у Марокко. Причём две из них оснащены крылатыми ракетами. Хотя, конечно, на стороне Марокко тут будет то, что воевать они будут от обороны и на подготовленной местности.

Вопрос лишь в том, готовы ли стороны к такому выяснению отношений и какой силы пожар разгорится, если начнётся война. Пока что мировые державы, выясняющие в этом углу Африки отношения, явно не настроены подзуживать столь серьёзных соперников. Например, это может отрицательно повлиять на планы России в Мали и вообще в регионе Сахеля, и не только там.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте