Широко освещаемый в мире «инцидент у мыса Фиолент» с британским эсминцем Defender стал примером неудачной и весьма опасной провокации, которая могла очень плохо закончиться. Но есть вероятность, что урок впрок не пошёл – нас ждёт «вторая серия».
Как дело было
23 июня британский ракетный эсминец ПВО Defender, прибывший в Одессу, направился в грузинский Поти. По пути в 11:52 он пересёк границу территориальных вод России в Крыму и на 3 км углубился на нашу территорию у мыса Фиолент. Корабль был предупреждён о применении оружия в случае нарушения границы, но не отреагировал. От Одессы он сопровождался сначала патрульным модульным кораблём-корветом проекта 22160 российского флота, а затем парой пограничных сторожевых кораблей (ПСКР) «Охотник».
В 12:06 и 12:08 российские ПСКР открыли предупредительную стрельбу из 30-мм скорострельного шестиствольного зенитного арткомплекса АК-630М. После этого один из поддерживавших пограничников бомбардировщиков Су‑24М выполнил предупредительное бомбометание, положив 4 авиабомбы ОФАБ-250‑270 впереди по курсу движения эсминца. Также британцам дали понять, что следом пойдут и ракеты – уже в цель. После сброса бомб Defender взял круто вправо и в 12:23 вышел из территориальных вод России.
В нашем деле главное – вовремя смыться!
Сбежал эсминец вовремя, потому что его вполне серьёзно собирались топить. В воздухе (что потом подтвердили и сами британцы) было более 20 боевых и обеспечивающих российских самолётов, включая и самолёт дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50. А также тяжёлые многоцелевые истребители Су-30СМ, бомбардировщики Су-24М и много чего ещё, включая и машины с аппаратурой РЭБ. На мысе Фиолент, например, размещены береговые мобильные противокорабельные ракетные комплексы «Бастион-П» со сверхзвуковыми тяжёлыми ПКР «Оникс». Они способны утопить всё, что видят в любой точке Чёрного моря и даже в Мраморном. Правда, в этом случае стрелять им пришлось бы практически в упор, но такую задачу комплекс тоже может выполнить. Отразить его удар британцу «не светило».
Авиация тоже могла применить обширный арсенал оружия. Это и противорадиолокационные сверхзвуковые ракеты Х-31П/ПД, и ПКР Х-31А/АД, и многоцелевые Х-31МП и ПКР Х-59МК, и тяжёлые ракеты Х‑29. Не говоря об обычных бомбах – сбрось их Су-24М по цели, то даже взрыв нескольких авиабомб у борта мог иметь для эсминца фатальные последствия. Могли отказать электроника, оружие, гидроударом могло вмять листы обшивки на большом протяжении. В общем, хотели бы утопить – утопили бы Defender мигом.
Эсминец ПВО по-британски
И вооружение английского эсминца помогло бы ему мало. Этот корабль не имеет ударного вооружения – ни противокорабельных ракет (ПКР), ни крылатых ракет (КР). Его ЗРК PAAMS с ракетами «Астер» разрекламирован чуть ли не как «лучший в мире» корабельный ЗРК, но на практике это мнение сильно преувеличено. Испытания проводились в весьма тепличных условиях, и всё равно доводка комплекса шла почти 20 лет, и он до сих пор имеет проблемы. Кстати, в разработке самой ракеты «Астер» в своё время участвовали россияне – делали для ракеты «холодный старт». В общем, на эсминце все прекрасно понимали: случись что – убежать не успеют. Тем более право на преследование нарушителя в международных водах у России имеется.
Режим дурака
Британское министерство обороны сразу же попыталось «включить дурака». В Лондоне заявили, что эсминец шёл через территориальные воды дружественной Украины, потому что Крым англичане нашим не признают. И от курса они не отклонялись. Дело в том, что почти сразу же кто-то обнаружил, что на сайте marinetraffic.com, отслеживающем движения судов и кораблей с транспондерами, курс эсминца был близок к прямой. Но быстро выяснилось, что курс на сайте оказался подложным.
Контрольный выстрел в голову британским басням сделал британский же корреспондент, оказавшийся на борту эсминца. Он выпустил репортаж, в котором кроме пропагандистской трескотни про «мощный эсминец, легко уходящий от русских кораблей» и «самые совершенные системы ПВО в мире» и прочего бреда, было подтверждено, что британцы прекрасно понимали, куда идут и чем это может кончиться.
На корабле сыграли боевую тревогу. Экипаж занял посты и надел «противовспышечные» балаклавы, перчатки, а кое-кто и костюмы из малогорючего материала, который держит пламя несколько десятков секунд, – сходные носят гонщики и механики гоночных «Формул». То есть английские моряки понимали, что могут доиграться и им прилетит. И будут они заживо гореть в своём алюминиево-магниевом отсеке, потому что такие легкосплавные надстройки горят так, что не потушишь.
Кстати, насчёт эсминца, убегавшего от наших кораблей, репортёр не соврал: Defender может краткосрочно дать 30-31 узел, а сопровождавший его патрульник ВМФ – порядка 22-23 узлов. Пара ПСКР выдавала до 28 узлов. В общем, оторваться мог. А вот от самолётов и ракет с торпедами никуда не убежишь.
Подковёрная война в Лондоне
Скандал усугубился тем, что вскоре в Британии пошли «сливы». Выяснилось, что глава британского генштаба был строго против провокации, а визировал всё Борис Джонсон, заставивший таки моряков подставить свои головы под русские пушки, бомбы, ракеты и торпеды. Особенно смешно получилось с якобы найденными на автобусной остановке секретными документами и презентационными слайдами. Их опубликовал не какой-то, таблоид, а британская телерадиовещательная корпорация Би-би-си. Она никогда обычно первой ничего не публикует.
В этих файлах значились два варианта прохода британского корабля. Один – вдали от территориальных вод РФ, другой – через них. И рассматривались варианты ответа России, включая и открытие огня. Были там и иные данные секретного характера. По сути, «находку», надо рассматривать как вброс. Он призван снять ответственность с военной верхушки, переложив её на Джонсона. А ещё сделать «крайним» командира корабля, который, получается, «самовольно» привёл корабль и вооружение в боевую готовность №1.
В общем, в Британии многие поняли, что чудом избежали фатальных неприятностей. Интересно узнать, конечно, кого в итоге сделают виноватым.
Признайте Крым нашим
Любопытно, что британская аргументация про якобы «украинские» воды «украинского» Крыма тоже никакой критики с точки зрения международного права не выдерживает. Дело в том, что даже если считать РФ «оккупирующей державой», то она находится в состоянии «военных действий» с Украиной. В этом случае международное право вытесняется правом военного конфликта и «оккупирующая держава» имеет право устанавливать зоны безопасности на море и запрещать в них проход кораблей из соображений безопасности.
И такое уведомление о приостановлении мирного прохода военных кораблей и государственных судов сроком по 31 октября 2021 года через территориальные воды РФ у побережья Крыма опубликовано Министерством обороны России 14 апреля 2021 года. И оно должно рассматриваться как создание такой зоны безопасности.
То есть даже если вы не признаёте Крым нашим, то запреты не признавать не можете, иначе становитесь участником несуществующей «войны». И даже «разрешение» Киева ходить через утраченные давно воды – не поможет, потому что права «оккупирующей державы» тут решают.
Англичанка гадила всегда
Самое интересное в этой истории с эсминцем Defender то, что она не первая. В 1836 г. русским бригом у будущего Новороссийска была арестована британская шхуна «Виксен», которая разгружала груз оружия для «немирных горцев». Причём британцы прекрасно знали, кому везут оружие и что корабль будет арестован. Более того, организовал всё это небезызвестный шпион, дипломат и ненавистник России Д. Уркварт. После этой провокации британцы начали заявлять, что права России на данное побережье (закреплённое Адрианопольским миром 1829 г.) они не признают. Лондон потребовал вернуть корабль, груз и экипаж и стал грозить войной. Но императора Николая Павловича на мякине провести не удалось, он привёл в боевую готовность армию и флот. Англичане утёрлись и успокоились. Но тогда-то Англия была великой империей, а сейчас – никто и звать её никак.
И Лондону стоит это помнить. А то ходят слухи, что британцы опять хотят попробовать пройти через крымские воды. Следующий проход может закончиться где-то рядом с «лежбищем» британо-французских кораблей, разбитых бурей у Балаклавы в Крымскую войну. Любопытно, что американцы в этой провокации ограничились ролью подзуживающих, а участвовать не рвутся. Видно, понимают, чем пахнет. Одно дело – репутация Англии и королевских ВМС, а другое – «исключительной» Америки и её флота. А потеря или повреждения боевого корабля – это удар серьёзный, но ответить на него толком нельзя. Ну не ядерную же войну начинать?
Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»