Как российская АПЛ «Нерпа» стала индийской «Чакрой» и почему она вернется обратно
№ () от 8 июня 2021 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Сейчас в СМИ активно циркулирует новость о том, что Индия досрочно возвращает России арендованную у неё на 10 лет многоцелевую атомную подводную лодку (АПЛ) «Чакра». В ВМФ России она называлась «Нерпа» К‑152. Срок её аренды истекает только весной будущего года. Что же случилось?
Первая «Чакра»
ВМС Индии давно хотели иметь собственную АПЛ. Поэтому для ознакомления с тем, что это за техника, в 1988 г. Индия арендовала на три года такую субмарину у СССР. Дело в том, что купить такую лодку нельзя – это нарушение ряда соглашений по передаче делящихся материалов, так как лодочные реакторы используют высокообогащённый уран, хотя и не «бомбового» качества.
Тогда была арендована подводная атомная лодка с крылатыми ракетами (АПРК) К-43 типа «Скат», относящаяся ко 2-му поколению наших атомоходов. Вооружена эта относительно небольшая атомарина по тем временам была весьма грозно – главным калибром, кроме 533-мм торпедных аппаратов, были 8 шахтных пусковых установок ПКР «Аметист», переданных в неядерном варианте. Их дальность, правда, была всего 80 км. Но по тем временам это было прилично, особенно для Индии и её потенциальных противников.
Лодка активно использовалась ВМС Индии до 1991 г., когда истёк срок аренды. Индусы пыталась продлить срок, но... в Москве к тому времени благодаря Горбачёву всё прогнило настолько, что по требованию США Индии отказали. Корабль вернули только для того, чтобы вскоре списать, а через 15 лет и разделать.
«Чакра» номер два
Вторая «Чакра» в ВМС Индии появилась в конце 2011 г. сроком на 10 лет, с вероятным продлением аренды. Правда, по соглашению 2004 г. индусы планировали арендовать два современных атомных подводных многоцелевых крейсера проекта 971. На тот момент да и сейчас лодки этого проекта были и остаются крайне грозным и опасным противником для любого флота. Этим они отличаются от первой «Чакры», которая на момент аренды последним словом техники для СССР давно не была.
Специально для Индии планировалось достроить сразу два «зависших» заказа для ВМФ РФ. Одним была как раз та самая К‑152 «Нерпа», заложенная ещё в 1993 году. Достраивалась она специально под Индию, будучи замороженной на стапелях ещё в конце 90-х в высокой готовности.
«Нерпу» в 2006 г. спустили на воду, она прошла испытания и была передана заказчику. Проект назвали 971И, то есть «индийский» – изначально на корабль установили ряд систем, предназначенных только на экспорт. А некоторые так и не поставили. Например, системы обнаружения и отслеживания противника по кильватерному следу даже через несколько суток. Нет и торпедных аппаратов под ядерные крылатые ракеты «Гранат», ныне заменённые на наших лодках ядерные и обычные КР «Калибр».
Отсутствуют и сверхтяжёлые торпеды «Кит», в просторечии – «толстушки». Как известно, одна из таких погубила лодку «Курск», и на долгие годы эти торпеды исчезли из боекомплекта наших АПЛ. Нет и отдельных аппаратов для запуска активных «ловушек» – имитаторов подлодки, уводящих за собой торпеды врага.
В 2008 г. на «Нерпе» случилось ЧП с гибелью 20 человек сдаточного экипажа. Тогда сработала новая объёмная система химического пожаротушения (она называется на флоте аббревиатурой ЛОХ – лодочная объёмная химическая), созданная специально на экспорт и отличающаяся в деталях от штатной, что и привело к трагедии.
«Чакру» номер два ВМС Индии очень активно использовали. Ещё бы, этот корабль для любых потенциальных противников Нью-Дели являлся «абсолютным оружием». Пакистан, Китай да и США относятся к представителям этого проекта с большой опаской и уважением. «Даже одна такая лодка – это уже очень много», – говорят американские «партнёры». Обошлась аренда «Нерпы» Индии в 900 млн долларов.
Плоды собственных усилий и очередная «Чакра»
За 10 лет эксплуатации индийцы понаставили на лодку оборудование, созданное собственными предприятиями. Но индийская программа атомного подводного кораблестроения, несмотря на постоянную техническую и консультативную помощь со стороны СССР, а затем и РФ, десятки лет продвигалась «улиточным шагом». Она привела к созданию первой АПЛ лишь во втором десятилетии ХХI века. Созданная с нашей помощью и представляющая собой дикую смесь решений «Чакры-1» и наших неатомных «Варшавянок» лодка получила название «Арихант». Строили её с 1997 по 2014 г., но нормальной боеготовности она не достигла до сих пор. Да и вообще этот крайне спорный проект с крайне сомнительным вооружением – всё, на что способна пока Индия.
Сейчас есть соглашение, по которому к 2025 г. в ВМС Индии поступит «Чакра-3». Но теперь аренда будет стоить 3 млрд долларов за 10 лет. Причём лодка будет не новой, а из находящихся в ремонте строевых. Её, конечно, тоже переоборудуют на экспорт. В итоге «Чакра-3» будет и старше, и дороже второй, но выбора у Индии нет.
А вот «Нерпу» К-152, которую сейчас ведут в Россию под индийским флагом, ждут ремонт, избавление от экспортных агрегатов и модернизация в течение нескольких лет, потому что служить ей ещё и служить.
Причина досрочного возврата
Осталось ответить на вопрос – почему же Индия возвращает корабль раньше? В наших СМИ есть версия, что лодку «возвращают по требованию США о свёртывании сотрудничества с Россией». Но это абсолютный бред – Нью-Дели чихать хотел на требования США в этом вопросе. Индия как покупала у России истребители или ЗРС С-400 и многое другое, так и покупает, несмотря на угрозы Вашингтона. И американцы, жаждущие продать Индии своё вооружение с изрядной наценкой, утираются и делают вид, что всё нормально. Так что причина в другом.
Индийские СМИ пишут, что на лодке есть «проблемы с силовой установкой», однако она следует своим ходом и не под дизелями. Да и проблемы, чаще всего связанные с очень «опытными» и «рукастыми» местными моряками, возникали на корабле и раньше. Они оперативно устранялись российской стороной. Так было в 2013 и в 2017 годах. А сейчас что?
Ряд блогеров в Индии сообщают, что индийские моряки в одном из походов «ушибли» атомарину то ли о дно или подводную скалу. То ли о какой-то корабль своего флота, после чего и возникли «технические проблемы». Очевидно, корабль на ходу и, вероятно, частично боеспособен, но его ремонт продлится до будущей весны, то есть до срока окончания аренды и возврата лодки нашей стране. Зачем Индии чинить корабль для России? Проще договориться о возврате раньше. Вот если бы Москва согласилась продлить аренду до 2025 г., до прихода в Индию очередной «Чакры», – смысл бы был. Но, очевидно, Россия захотела получить свой корабль назад, пока его совсем не испортили.