Мир облетели эффектные кадры с проведённых в Арктике учений: сразу три наших атомных подводных крейсера одновременно и близко друг к другу сломали лёд и всплыли на Крайнем Севере. Называлось это действо комплексной арктической экспедицией «Умка-21», по имени белого медвежонка из всеми любимого советского мультика. Кадры эффектные, но многие наблюдатели в мире не поняли сути показанного и не поняли, зачем всё это нужно? Попробуем объяснить.
Военная экспедиция с элементами науки и шоу
В ходе «Умки-21» совершено одновременное всплытие в районе около Северного полюса трёх подводных крейсеров в радиусе 300 м друг от друга, со взломом льда. При этом там же действовало звено истребителей МиГ-31БМ. Они совершали патрулирование с дозаправкой в воздухе. Одновременно проводились учения с ротной тактической группой 80-й арктической мотострелковой бригады на одном из заполярных островов Земли Франца-Иосифа. Кроме того, проводились успешные стрельбы торпедами по льду для его взлома – хотя некоторые «эксперты» и уверяли, что наши торпеды почему-то не годятся для этой задачи. И всё это называлось «комплексной арктической экспедицией совместно с Русским географическим обществом». Как-то не очень похоже на чисто научное мероприятие.
Но, в сущности, мероприятие было и правда комплексным – политическим, военным, но и с научной частью. В Арктике всегда есть что изучить, тем более что результаты нужны и военным. Лодки не впервые помогают науке действовать на Крайнем Севере.
Разумеется, не обошлось и без шоу – субмарины выстроились, как на параде, да ещё их снимали с беспилотника. В боевой ситуации никто не станет выстраивать лодки таким образом, да и в такую плотную кучу сгонять тоже не будет. Наоборот – они всплывут в разных местах, пусть и одновременно.
Конкретный намёк «партнёрам»
В экспедиции участвовали три атомных подводных крейсера Северного флота. Министерство обороны России не удосужилось назвать имена кораблей, но попробуем догадаться сами. Один корабль по форме рубки однозначно идентифицируется как головной новейший ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) К-549 «Князь Владимир», введённый в строй в 2020 году. Такая подлодка пока одна. Вторая субмарина – точно один из РПКСН проекта 667БДРМ «Дельфин». Она узнаваема по характерным вертикальным рулям на рубке, высокой ракетной палубе, подломившей лёд. Третья – это крейсер спецназначения (АПЛСН) БС-64 «Подмосковье». Она без ракетной палубы, но рули тоже стоят на рубке корабля.
То есть в районе полюса всплыли 32 баллистические ракеты (БРПЛ) «Булава» и «Синева-Лайнер» с дальностью соответственно 9, 3 тыс. км и 11, 5 тыс. км, с 6 и 10–11 боевыми блоками (ББ) в несколько сотен килотонн каждый. Понятно, что могут натворить эти блоки, запущенные «накоротке» и по настильной траектории, в превентивном ударе по изготовившемуся к нападению на Россию противнику или во встречном ударе. Например, если их запустят по ключевым узлам систем управления, предупреждения или центрам принятия решений.
А если лодки всплывут ещё ближе к берегам супостата? К тому же на вооружении РПКСН вскоре могут появиться и новые виды боевого оснащения ракет – гиперзвуковые управляемые планирующие крылатые блоки, как известный всем «Авангард», только поменьше. Или же управляемые перенацеливаемые боевые блоки.
А истребители сверху нужны, чтобы прикрыть лодки от авиации противника, пока они готовятся к стрельбе. Отстреляются-то они быстро, опыт быстрых массовых залпов у нас имеется. Но надо расчистить крышки шахт ото льда. Стрелять из-под воды даже в полынье опасно – там может плавать лёд, в который врежется ракета. Так что это был «отрезвляющий сигнал» для США.
Научно-разведывательные дела
Поскольку в Арктике всплыла лодка БС-64 «Подмосковье», то ясно, что в экспедиции участвовало всесильное Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) ВМФ, которое отчитывается только перед Верховным главнокомандующим. Субмарина могла привезти с собой какой-то глубоководный аппарат или же атомную глубоководную станцию (АГС). Это сверхглубоководные атомные субмарины вроде известного «Лошарика». Изучать они там могли что угодно, например, рельеф дна, вести работы по закреплению прав России на заполярные районы.
Следует также предположить, что тремя АПЛ дело не ограничилось. Конечно, обнаружить РПКСН подо льдами Арктики – почти нереально. Но выходили в заданный район крейсера явно не группой, а поодиночке и разными маршрутами. Но в заданном районе их нужно охранять, и наверняка там могли патрулировать 1–2 многоцелевые атомные подводные лодки (МЦАПЛ).
Движение ночью по незнакомой комнате
Читателям следует рассказать и о том, что это такое – всплытие на атомной подводной лодке (АПЛ) во льдах. Так вот, даже для одиночной лодки подлёдное плавание само по себе – сложнейшая задача. Лодка под сплошным льдом лишена многих видов связи – работает только выпускная протяжённая антенна сверхдлинноволновой связи, и то на небольшой глубине. Обратная связь ещё более затруднена. Да и нельзя в походе часто пользоваться связью. То есть рассчитывать можно только на себя, да и помощь, если потребуется, то во льды может и не прибыть.
Навигация под водой отличается от надводной – по ГЛОНАСС и GPS не походишь, другие системы радионавигации тоже недоступны. К тому же нужно знать прогноз ледовой обстановки на маршруте следования и вести ближнюю ледовую разведку средствами самой лодки. Это, по сути, передвижение в темноте по незнакомой комнате, когда видишь только перед собой.
Но всё куда больше усложняется, когда надо всплыть во льдах. Это один из самых сложных элементов в боевой подготовке подводников. Занимает он обычно несколько часов с глубины порядка 100 м, и то, если всё идёт более-менее штатно. Самый простой вариант – если уже есть полынья и она большого размера.
А если полынья сравнима с длиной и шириной лодки или её нет вообще – всё усложняется многократно. Зимой полынью найти сложно, можно найти лишь участки с «тонким» (не более 1, 5–2 м) молодым льдом, который крейсер может продавить. Всплытие происходит с постоянной разведкой льда и на минимальной скорости в десятки сантиметров в минуту. А без хода лодка управляется очень плохо, и вертикальный маневр идёт только за счёт продувки цистерн главного балласта (ЦГБ) и прочих цистерн или их заполнения водой. Рули без скорости не работают. Причём всплывать надо с немалым дифферентом (уклоном) на корму – надо беречь винты и рули.
Лёд в Арктике твёрже железа
Лёд постоянно движется, и поэтому даже в многолетнем паковом льду образуются гребни и торосы. Но и подо льдом бывают ледяные кили – гребни изо льда, тянутся на сотни метров. И есть подторосы – это торосы наоборот. Они растут вниз, иногда достигают 90–100 м в глубину. А от них идут подсовы – это ледяные твёрдые сосульки. Они опасны тем, что малозаметны. И не дай бог в них врезаться! «Подводник, помни – лёд в Арктике твёрже железа» – этот лозунг знает каждый подводник. Он висит в главных командных пунктах (ГКП) многих наших АПЛ там, где ранее повесили бы лозунг о решениях очередного съезда и претворении их в жизнь.
Но добралась АПЛ к поверхности – сложности не кончились. На поверхность выходят носом и рубкой, а далее – или аккуратно всплывают кормой, додавливая лёд, или могут начать елозить туда-сюда рубкой, раздвигая лёд. В этом случае на ракетной палубе и прочих местах не будет высоченных глыб льда и не надо будет бегать с ломами и надрываться, чтобы столкнуть их. Конечно, главное для РПКСН – освободить ракетную палубу, где находятся крышки шахт.
А ещё очень важно учитывать ледовую обстановку и иметь прогноз по ней – а то лодка всплывёт, а её зажмёт льдом. Погрузиться будет сложно. Придётся взрывать лёд или пилить его. Всё описанное многократно усложняется при групповом всплытии, ведь нужно ещё и встретиться, опознаться, держать связь, не столкнуться друг с другом, маневрируя среди подторосов и подсовов.
Несколько лет назад американцы устроили всплытие трёх АПЛ в Арктике. Да, это были не ракетоносцы, а многоцелевые АПЛ. Они меньше и не так ценны, и всплыли не так ровно и близко друг к другу. Но это было достижение, особенно для ВМС США, которые куда меньше наших оперируют в Арктике, хотя и были в этом пионерами. Первая в мире АПЛ «Наутилус» почти сразу же начала плавать именно там.
Но у американских моряков возникли проблемы – лёд подвинулся, и лодки зажало. Они были вынуждены бензопилами и ломами освобождать рубки из плена. Американцы тогда писали, как всегда, о «сигнале России» и «вызове Кремлю». Ну вот, российский подводный флот ответил на ваш вызов. Вашингтону понравилось?