Секретарь украинского Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов заявил, что слово «Донбасс» — это российский нарратив. А такие словосочетания, как «народ Донбасса», «выбор Донбасса», — это дефиниция, навязываемая Россией. Также он сказал, что никакого Донбасса не существует, а есть просто Донецкая и Луганская области Украины. Об этом пишет Сергей Миркин – корреспондент издания EADaily.
С одной стороны, подобные высказывания представителя высшего чиновничества Украины иначе как верхом глупости не назовешь. Это лишний раз демонстрирует убогий интеллектуальный уровень соратников украинского президента Владимира Зеленского. Впервые слово «Донбасс» появилось в работе «Опыт геогностических исследований в Донецком горном кряже» инженера Евграфа Ковалевского в 1827 году. Этим словом исследователь обозначил территорию, на которой находятся залежи каменного угля, Донбасс — результат сокращения и объединения слов «Донецкий» и «бассейн». Однако со временем слово Донбасс стало названием региона. Например, Ленин в своих письмах и работах называл край Донбассом. И это было задолго до рождения Данилова и создания нынешней Украины. С таким же успехом секретарь СНБО мог бы заявить, что не существует на Украине исторических областей Галиция или Слобожанщина, или даже Бургундии во Франции. Разумеется, такие слова, произнесенные топ-чиновником, могут вызвать только усмешку.
С другой стороны, ничего смешного в словах Данилова нет. У психолога Зигмунда Фрейда есть концепция, согласно которой случайная оговорка может сказать об истинных мыслях человека куда больше, чем целая тирада. Или высказанная человеком мысль может рассказать о его сущности куда больше, чем это может показаться на первый взгляд. Думается, Данилов не лукавил: для него ни Донбасса, ни его жителей не существует. Правда, секретарь СНБО сам родился в Луганской области УССР. И как он может так относиться к своим землякам?
В средневековой Испании самыми ревностными гонителями иудеев и мусульман были евреи и арабы, перешедшие в католицизм. Так что ничего удивительного нет в том, что существование Донбасса в Киеве отрицает именно тот, кто на Донбассе родился. Можно предположить, что Данилов сказал вслух то, о чем думают и остальные представители «майданной элиты». Для них Донбасса не существует, а значит нет и его народа, а если нет народа, то и выбора у него никакого быть не может.
Если жители региона не народ, то кто тогда? Биомасса. При помощи такой нехитрой логической цепочки майданные политики расчеловечивают жителей Донбасса. Почему? Да все просто, так им с психологической точки зрения легче проводить ту политику, которую они ведут в отношении края. Мирных жителей региона убивают украинские артиллеристы и снайперы. Украинская власть не платит старикам Донбасса пенсию, которую они заработали потом и кровью, работая на Украину и платя этому государству налоги. Чтобы пенсионер получил свои выплаты, он должен иметь справку переселенца. То есть официально должен подтвердить, что уехал из Донецка или Луганска. Регион находится в торговой блокаде. Зеленский, когда шел в президенты, обещал снять ее. Но, конечно же, этого не сделал. Луганску время от времени отключают воду. Так можно относиться только к тем, кого не считают за людей.
Если объективно посмотреть на ситуацию на Украине сегодня, то жители Юго-Востока там оказались в положении людей второго сорта. Русский язык, родной для миллионов людей, вытесняют из всех сфер жизни. Думается, что все идет к тому, что скоро начнут штрафовать за его использование на улице. Людям навязывают чуждых им героев, которые носили эсэсовскую форму, как Роман Шухевич, или пособников нацистов, как Степан Бандера. В процессе декоммунизации города и улицы переименовывали, не спросив мнения их жителей или городских властей. А если кто-то протестовал, то его тут же объявляли «агентом Кремля» и «врагом Украины». Переименование прежде всего коснулось населенных пунктов Юго-Востока, так как на западной Украине давно все «перечеркнули», что связано с советским прошлым. Владимир Зеленский, который стал президентом благодаря голосам жителей юго-восточных регионов, предал их и продолжил националистическую политику своего предшественника Петра Порошенко. Зеленский действует по формуле: главное не раздражать галичан, а на Юго-Востоке все стерпят.
Некоторые украинские политологи пишут, что не стоит обращать столь пристальное внимание на слова киевских политиков. Говорить они могут одно — в расчете на националистически настроенного избирателя, а делать совсем другое. В газете «Коммерсантъ» вышла статья, в которой опубликован план, предложенный Францией и Германией по реализации Минских соглашений, а также предложения и уточнения России и Украины к нему. Посмотрим на предложения Украины, так как они уж точно не адресованы украинским националистам, а являются частью Минского процесса.
Украина предлагает устранить представителей Донбасса из процесса принятия решений. Так, Киев хочет, чтобы план согласовали в «нормандском формате» в рамках нормандской четверки, в то время как Россия настаивает на том, чтобы «Дорожную карту» согласовали и утвердили в Минске. Также, предлагая децентрализацию, украинская сторона не упомянула, что, согласно Минску-2, она должна быть проведена с учетом особенностей Донбасса. Кроме этого, чтобы выполнить свои обязательства по Минским соглашениям, Киев должен внести поправки в законы «Об образовании», «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», но Украина в своих уточнениях к плану предпочла об этом умолчать.
Итак, как видим, украинская сторона хочет лишить жителей Донбасса права участвовать в выборе собственной судьбы, не хочет учитывать специфику региона в своих законодательных актах и менять националистические законы, направленные против русского языка. Причем это уже происходит не в публичной сфере. А значит, правильно мы писали выше — майданные политики и чиновники сознательно для себя расчеловечили людей Донбасса.
Вывод один: с жителями региона они ни о чем договариваться не намерены, а хотят просто навязать краю свою волю. И такое отношение майданных политиков к региону и его жителям делает любые мирные инициативы крайне сложными для реализации. Ведь для достижения мира нужен диалог, а какой может быть нормальный разговор, если одна сторона не считает представителей другой стороны за людей?