Польское издание «Defence 24» (не путать с английским словом «defense» - «АН») озабочено тяжелой экономической и производственной ситуацией, сложившейся на предприятии, которое является флагманом танкостроения в России. По данным этого издания, «Уралвагонзавод», известный производством новейших российских танков Т-14 и Т-90М, испытывает серьезные проблемы. Предприятие тиранят долги, проигранные судебные процессы, возмутительно низкие зарплаты и несчастные случаи, в том числе со смертельным исходом. Ссылаясь на неназванные российские СМИ, поляки утверждают, что речь уже идет о «финансовой черной дыре», в которую превратился Уралвагонзавод, втягивая в пропасть подрядчиков и банки. Отмечается, что все махинации выглядят полностью продуманными, возможно, также с нарушением закона.
По мнению «Defence 24» черная полоса «Уралвагонзавода», чьи производственные мощности находятся в Нижнем Тагиле, длится уже не менее десяти лет, а серьезный кризис начался в 2014–2016 годах, когда компания имела долги на сумму более 100 миллиардов рублей (примерно 1,4 миллиарда долларов). Финансовые потери предприятия связаны с производством железнодорожного подвижного состава. Только в 2020 году выработка в этой сфере снизилось на 40% из-за перенасыщения рынка. Поиск новых бизнес-направлений в области ЖД-транспорта пока результатов не дал.
Одной из основных проблем завода является старое оборудование. Кроме того, работники предприятия получают унизительно низкую заработную плату, об этом также сообщает «Defence 24», ссылаясь на публикацию российского портала R1.RU. Плохая организация охраны и безопасности труда является причиной большого количества несчастных случаев на предприятии. Изношенный парк станков – одна из причин смертей и получения увечий рабочими завода, сообщает польское издание, называя в качестве источника информации представителя профсоюза с 20-летнем стажем работы Александра Иванова. «Defence 24» пишет: «В результате ежегодно происходят десятки несчастных случаев, многие из которых очень серьезные, в том числе со смертельным исходом. На сайте приведены пять из длинного списка несчастных случаев, в результате которых погиб сотрудник. Последний из них датируется декабрем 2020 года, когда 47-летний рабочий был раздавлен прессом, который он ремонтировал».
«Причина этих трагедий», - утверждает «Defence 24», ссылаясь на Александра Иванова, - «Не только технические и организационные». Проблема в низкой оплате труда. «Средняя заработная плата при действующей почасовой ставке составляет 25 000–30 000 рублей (340–410 долларов) в месяц». Отмечается, что зарплата индексировалась ежегодно на 3%, что в принципе даже близко не покрывает рост реальной инфляции, которая по официальным данным не превышает 4,5%, а на самом деле (по информации независимого исследовательского холдинга «Ромир»), только в прошлом году составила около 14%, а по некоторым продуктам питания выросла на целых 23%. Поэтому большинство рабочих работают сверхурочно, чтобы заработать на жизнь. Чтобы получать в месяц 40–50 тысяч рублей, нужно работать не менее 200 часов в месяц, то есть не менее 10 часов в день. Усталость работников зачастую становится причиной несчастий. Польское издание «Defence 24» обеспокоено этим фактом и напоминает, что речь о стратегическом предприятии по производству вагонов, танков и бронетранспортеров. На котором производится военная техника не только для российской армии, но и идущая также на экспорт в такие страны, как Индия или Объединенные Арабские Эмираты. Польские журналисты указывают, что в такой обстановке «не должны удивлять ни задержки, ни финансовые проблемы самого Уралвагонзавода, исчисляемые сотнями миллиардов рублей».
Завод буквально завален судебными исками. Кадровые перестановки в его управлении оказали лишь временный позитивный эффект. Проблемы с финансированием подводят многих контрагентов данного предприятия на край банкротства. «Defence 24» также обвиняет руководство предприятия «в применении, по крайней мере, юридически и этически сомнительных практик» в тяжбах с кредиторами и контрагентами. Поляки так же отмечают, что есть мощные перегибы в финансировании производства.
По данным «Defence 24» поставки и монтаж машин и оборудования на заводах Уралвагонзавода, по контрактам авансировались, как коммерческий заем на жесточайших ростовщических условиях с процентной ставкой до 70% годовых. Но чаще всего предоплата просто задерживалась, что фактически лишало подрядчика средств на своевременное выполнение контракта.
Из-за такой практики «Уралвагонзавод» оказался в «черном списке» многих российских банков, и его контрагентам сложно получить необходимые банковские гарантии по контрактам, выполняемым для оборонного концерна. Кроме того, он постоянно судится по надуманным предлогам с кредитными предприятиями, что однозначно отпугивает последние от участия в финансировании, казалось бы, выгодных оборонных проектов. «Defence 24» подчеркивает, что на суды оказывается давление и они принимают сторону «Уралвагонзавода».
В Польше так же осведомлены, что эта компания имея огромные долги, пытается их скрыть уже несколько лет. Уралвагонзавод не публикует квартальные и годовые отчеты вовремя. По-прежнему акционеры или профсоюзы, не говоря уже о общественности, не знают финансового отчета компании за первый квартал 2020 года. Профсоюзы говорят о постоянно ухудшающейся ситуации, сигналом которой является, например, систематический перевод штатных сотрудников на частичную и сдельную работу. Это означает, что положение работников предприятия будет продолжать ухудшаться.
«Defence 24» указывает, что государственные и центральные СМИ обходят проблемы «Уралвагонзавода» стороной, но и в них иногда появляется информация, например, о годовой задержке с поставкой танков Т-14 «Армата» или о стойких 2-3-летних задержках не только с поставкой новой техники, но с модернизация существующего танкового парка российской армии. Подчеркивается, что вовремя выполняются только зарубежные контракты и это происходит за счет внутренних заказов. Согласно отчету SIPRI за предыдущий год, Россия остается вторым по величине экспортером оружия после США.
Эксперт Виктор Литовкин считает, что любое производства сопряжено с множеством проблем и «Уралвагонзавод» не исключение. Но данный материал стоит рассматривать как их нарочитое выпячивание с целью дискредитировать предприятие в глазах общественности. Как не поливай грязью нашу военную промышленность – подчеркивает Виктор Литовкин, - она работает очень эффективно. Не в пример тому польский военпром, который сейчас прибывает на последнем издыхании, а многие его предприятия уже «отдали Богу душу». Некогда мощное танковое польское производство «Бумар» сейчас находится при смерти и не выпускает вообще никаких танков, а когда-то оно создавало большое количество отменной бронетехники как советских, так и собственных разработок. Похоже зависть гложет господ поляков, вот они и озаботились проблемами российского танкостроения.