Правительство Великобритании готовит документ под названием «Глобальная Британия в эпоху конкуренции», где попытается изложить своё видение состояния страны и её места в мире к 2030 году. В том числе там будет и описание новой военной доктрины государства. Утверждается, что министр обороны Бен Уоллес предлагает некий «радикально новый» план для вооружённых сил (ВС). Разумеется, он будет сопровождаться различными декларативными обещаниями про «более подвижную, быструю армию, обладающую более смертоносным ударом». В переводе с бюрократического это означает примерно следующее: «армию опять сократят и порежут, но обещают подсластить горькую пилюлю».
При этом, когда бюджетный пирог ограничен, в Лондоне традиционно разворачивается битва между видами ВС и поддерживающими их экспертными и лоббистскими структурами. Каждый пытается перетянуть одеяло в свою сторону – флот, ВВС или армия. А внутри видов тоже идёт борьба. Например, на флоте – между подводниками и надводным флотом, внутри подплава – в пользу ракетно-ядерной компоненты или в пользу многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ). Министр же Уоллес, хоть и служил в армии (дослужился до армейского капитана), является сторонником различных нетрадиционных подходов к строительству ВС.
Заменим танки на бронесараи
В частности, всплыли идеи вовсе избавиться и от танков «Челленджер-2», и от БМП «Уорриор» MCV-80, заменив их на 33‑тонные колёсные БТР «Боксёр», преимущественно германской разработки, а также на гусеничные машины программы «Аякс». Это австро-испанская БМП, превращённая англичанами в семейство из 6 машин. Этот «Аякс» весит от 39 до 42 тонн, то есть на уровне наших танков Т‑64Б и ранних Т-72, но защищён этот немаленький «бронесарай» в основном по бокам легкобронированными ящиками для различного барахла экипажа и десанта. Его лобовая броня способна защитить лишь от малокалиберных снарядов. В Англии хватает критиков этой программы.
При этом одной из идей британского министерства обороны (МО) является отход от концепции классического противостояния и переход, в частности, на защиту Норвегии от российского вторжения. Для этого ни танки, ни БМП Лондону, видимо, не нужны. Достаточно легковооружённой пехоты, максимум на вышеперечисленной технике.
Что и говорить – в своё время Британия уже «защитила» Норвегию от немцев. Было это в 1940 г., но урок впрок не идёт. При этом пропагандируется важность войн в киберпространстве, на которых очень удобно имитировать бурную деятельность и списывать деньги. Это же не танки и пушки – ничего предъявлять не надо, верьте на слово джентльменам.
«Беспилотное увлечение» министра
В последнее время Уоллес стал фанатом ударных БПЛА, насмотревшись пропагандистской продукции турок из Карабаха, Ливии и Сирии. Он даже неофициально прилетел в Стамбул, чтобы посетить завод компании, на котором турки производят «Байрактары» и «Анки». И якобы даже сказал своим помощникам: «Вы видите, как турецкие дроны уничтожают танки. Спросите себя: «Какое будущее у поля боя?» В общем, сразу видно, почему, перефразируя известную армейскую шутку, капитан Уоллес никогда не стал бы майором – по серьёзности мышления он явно выступает в наилегчайшем весе, как и премьер Борис Джонсон.
Конечно, ударные беспилотники и прочие новинки «бездушной» авиации – дело полезное. Но их выживаемость над полем боя с более-менее серьёзным противником показали прошлогодние бои в Сирии, когда на фронте в Идлибе появились нормальные системы РЭБ и ПВО. И даже в Карабахе, где в последние дни войны беспилотники также сильно пострадали от «Торов» и систем РЭБ российского производства. Но для понимания этого министру-тори лучше бы не слушать турецкие байки за турецким кофе, а изучать матчасть и слушать своих специалистов и разведчиков.
Ядерный арсенал увеличат, не увеличивая?
При этом в планируемой концепции развития английской армии предусматривается увеличение военных расходов. Однако откуда возьмутся деньги на это – не поясняется. Британская экономика теряет немало от последствий Брекзита и потеряет ещё больше, а тут ещё и коронавирус никак не угомонится.
Возможно, англичане даже объявят об «увеличении» ядерного арсенала, впервые со времён холодной войны, что уже вызвало шевеление в рядах экспертов-паникёров. Тут как раз всё просто – увеличение если будет, то чисто техническое. Дело вот в чём – у британцев сейчас имеется где-то 140 оперативно доступных и относительно боеготовых зарядов для полусотни баллистических ракет «Трайдент‑2» D5, которые они арендуют у США. Выходят британские подлодки на патрулирование по одной и несут только 8 таких ракет в шахтах. Причём на каждой по 4–5 боевых блоков вместо 8. Всего у них имеется где-то 190 зарядов – остальные находятся на обслуживании, пересборке, ремонте или ожидают утилизации. К 2025 г. число «доступных» зарядов сократится до 120, а общее – до 180.
Но после этого англичане рассчитывают на замену своих зарядов, сделанных на базе самой массовой ныне в арсенале США «трайдентовской» боеголовки W76‑1 на новые. Они схожи по конструкции с американской перспективной боеголовкой W93, которую рассчитывают выпускать в середине 2030-х. Если, конечно, удастся восстановить производство зарядов. Возникнет ситуация, когда часть старых зарядов ещё не разобрана, а новые уже собраны – вот для этого лимит могут немного и повысить.
Да только неизвестно, а сбудется ли мечта трамповской эры – о боеголовке W93 сегодня? Администрация Байдена очень негативно относится к этим программам, и их будущее под угрозой. А значит – английские планы тоже, ибо тяжка участь рыбы-прилипалы, её рацион зависит от акульего.
Равный соперник... для Росгвардии
В рамках лоббистских усилий на Западе очень любят разные доклады, и Туманный Альбион – не исключение. Одни «спасают» королевский флот от его тяжкого настоящего и мрачного будущего, другие спасают королевскую армию или ВВС. В частности, в рамках «битвы» за танки и БМП оборонным комитетом палаты общин недавно был выпущен доклад о британской сухопутной армии под названием «Устаревшие и плоховооружённые». В нём в красках рассказывается о тяжкой судьбе сухопутных войск, которые, мол, последнюю новую технику получали четверть века назад (это не так). Даже табличку нарисовали, где в одной колонке – флотские новинки и новинки ВВС разных десятилетий, в другой – сухопутных войск, и в остальных – самые популярные легковушки тех лет и наиболее популярные песни, например, Элвиса Пресли.
При этом доклад изобилует наряду с актуальной информацией настоящими перлами. Например, там регулярно попадаются сравнения британской армии с российской в стиле «перед лицом потенциального равного противника, такого как Россия». Это вызвало здоровый смех в РФ, и не только у нас. Посмеялись и американцы, и даже поляки, которые всегда «неровно дышали» к Альбиону, хотя тот Польшу раз за разом успешно «кидал».
Кое-кто из польских экспертов при чтении этого доклада даже вспомнил Отто фон Бисмарка с его легендарной фразой о том, что если британская армия высадится на континенте, то он прикажет своей полиции её арестовать. Дело в том, что британские сухопутные силы, урезанные до 54 тыс. человек и плохо вооружённые, ныне столь незначительны, что российская полиция вполне справится с задачей. Впрочем, полиции всё же будет недостаточно. А вот Росгвардия справится наверняка.
Сохранить хоть что-то
Но в целом доклад, если не считать попыток сравнения несравнимого (у нас в одной дивизии танков куда больше, чем у всей британской армии), достаточно объективно, пусть и сгущая краски, рисует неприглядную картину. В Лондоне даже шутят, что британская армия никогда так плохо не жила, как при Путине. Мол, и танков мало, и бригады, называемые бронетанковыми, таковыми, по сути, не являются. Да и танки устарели.
Но в докладе признаётся, что рост танкового парка сейчас невозможен – британский танковый завод в Лидсе уже разрушен, а на его месте строят торговые центры. Закупать технику за границей тоже не вариант. Оборонный комитет при этом признаёт, что для модернизации парка танков придётся списать БМП «Уорриор», в том числе и те, что совсем недавно проходили глубокую модернизацию. Мол, средств на всё не хватит.
Сейчас ходят слухи о том, что английскую армию всё равно будут сокращать, но танки полностью не спишут, модернизировав из 227 формально находящихся на вооружении «Челленджеров-2» порядка 150. Остальные спишут и разберут на запчасти для оставшихся в строю. Потому что запчасти уже не выпускают, а запас на складах кончается. В строю оставят не 162 танка, как сейчас, а 120 или менее. При этом 758 строевых и находящихся на хранении «Уорриоров» спишут и попытаются куда-то продать. К слову, у любого джентльмена при ограниченных финансах может порвать смокинг. В самых неожиданных местах.