С учётом активного освоения Арктической зоны, обеспечения безопасности функционирования Северного морского пути и отечественных гидрографических исследований Арктики, важнейший сегмент программы военного кораблестроения, включающий в себя оснащение ВМФ России ледокольными кораблями и судами обеспечения ледового класса будет в числе приоритета развития в 2021 году и ближнесрочной перспективе. Об этом сообщает Минобороны РФ.
В Главном командовании ВМФ России проанализирован опыт первых лет эксплуатации на Северном флоте новейшего ледокола «Илья Муромец». Это опыт, который в полной мере доказал эффективность заложенных при проектировании ледокола характеристик. В сентябре-октябре 2020 года ледокол успешно решил поставленные задачи практически на всём протяжении Северного морского пути. Эффективно выполнены задачи и экипажем многофункционального судна тылового обеспечения «Эльбрус», имеющего ледовый класс. Это судно доказало способность качественно решать вопросы комплексного обеспечения арктической группировки.
В настоящее время на предприятии «Адмиралтейские верфи» ведётся строительство универсального патрульного корабля арктической зоны «Иван Папанин», а в Санкт-Петербурге на предприятии «Судостроительная фирма «Алмаз» строится ледокол проекта 21180М «Евпатий Коловрат», который войдёт в состав Военно-морского флота в 2022 году. При проектировании и строительстве этих кораблей внедрён целый ряд отечественных инновационных решений.