В связи с постановлением властей Арцаха о формировании ополчения Армия обороны НКР начала вооружать автоматами Калашникова добровольцев из мирных жителей. Историю о формировании ополчения города Мартуни, расположенного близ линии фронта, подготовило агентство «Ассошиэйтед Пресс» («АП»).
Корреспондент «АП» рассказал о том, что накануне семью Ованисян и их соседей пригласили в комендатуру прифронтового города Мартуни, где им выдали автоматы Калашникова (АК-74) и 4,45-мм патроны к ним. «Меня вызвали в военкомат, чтобы дать мне ружье, чтобы я мог защитить свою землю. Я всегда готов бороться за благополучие своих детей», - пафосно заявил журналисту Валерий Ованисян, 64-летний житель Мартуни. Его 41-летний родственник Эдик, владелец магазина, признался, что никогда раньше не заряжал ружье. «Я впервые в жизни делаю эту чушь», - сказал он, снаряжая патронами магазин. Услышав его, Карен Мусаелян (сосед Ованисянов) горячо ему возразил: «Вай! Что ты говоришь? Это не чушь! Это наш хлеб!»
Жители Мартуни получили свои автоматы Калашникова на следующий день после того, как лидер Нагорного Карабаха Араик Арутюнян объявил о правилах «участия ополченцев» в боевых действиях. В четверг он также ввел ограничения на поездки за пределы региона для тех, кто по возрасту подлежит призыву в армию, разрешив им выезжать только при особых обстоятельствах и с разрешения властей. Валерий Ованисян сказал, что его внуки уехали в Армению, но он остался ради них. «Они маленькие, 3 года и 5 лет. Их здесь быть не должно. Я здесь, держусь (чтобы защитить) их», - сказал он.
Насколько оправдано это действие властей НКР? На представленных корреспондентом фотографиях видно, что необученные старики, позируя перед камерой грубо нарушают правила безопасности при обращении с оружием. Как бы они там друг друга не перестреляли. Прежде чем доверять гражданским оружие стоило предварительно провести с ними вводные занятия, которые должны быть несколько глубже, чем курс молодого бойца, учитывая, что все происходит в реальной военной обстановке. Для начала – научить их обращаться с оружием и стрелять. И далее необходимо муштровать этих добровольцев на предмет слаживания в бою в составе подразделения. Разъяснять - как занимать и оборудовать позицию, удобную для ведения огня, как не подстрелить своего «соседа» в ходе огневого контакта с противником, то есть, как не застрелиться самому и не допускать случайных выстрелов и так далее. В конце концов необходимо вбить в голову этим бестолочам, что ствол автомата может перегреться, если из АК-74 безрассудно или со страха палить длинными очередями. В этом случае он утрачивает свои баллистические возможности, заявленные в ТТХ.
Вероятно, что все мною перечисленное в реальности исполняется, просто корреспондент ничего не увидел в действиях добровольцев стариков, кроме неумелого обращения с оружием, которое было запечатлено в кадре. Как бы то ни было, рассчитывать на высокую боеспособность ополченцев- стариков не приходится. Быстрые марши на короткие расстояния для них противопоказаны, даже перебежки и переползания в пределах сотни метров практически невозможны. Остается только, посадить такого горе стрелка на огневую позицию (гнездо), указать сектор обстрела и сигналы для открытия и прекращения огня и надеяться, что в случае атаки противника он продержится хоть какое-то время и не пристрелит никого из своих.