В нашу эпоху ракет дальняя авиация постепенно утрачивает свою значимость, но от нее не отказываются совсем. Ведущие ядерные державы отводят ей свое место в так называемых ядерных триадах. Передовые позиции в дальней бомбардировочной авиации на планете бесспорно занимают Россия и США. Эти две державы значительно оторвались от других стран по стоянию парков вышеуказанных самолетов. Портал BulgarianMilitary.com в своем рейтинге пяти лучших дальних бомбардировщиков мира расставил американские и российские образцы в следующем порядке:
На пятое место помещен Rockwell B-1 Lancer - самолет с крылом изменяемой стреловидности, состоящий на вооружении ВВС США. В бомбардировщике используются композитные материалы для уменьшения эффективной площади рассеяния. В частности, передние горизонтальные поверхности, кромки крыла, стабилизатора и воздухозаборников, а также люки бомбового отсека выполнены из композитных материалов. Стыки обшивки планера заклеиваются специальной лентой, которую затем покрывают краской. По словам создателей, B-1 обладает уникальными характеристиками начальной выживаемости, превосходя B-52 по некоторым критериям в 2-3 раза. Бомбардировщик Rockwell B-1 Lancer может развивать скорость 1328 км / ч и нести 56 тонн бомб или ракет.
На четвертом месте по версии BulgarianMilitary.com - Ту-95МС «Медведь». Он старый, медленный, турбовинтовой и очень шумный. Его можно обнаружить любой РЛС дальнего действия, но Ту-95МС это нисколько не беспокоит - самолет вооружен крылатыми ракетами Х-55 с ядерной боевой частью, способной поражать цели на дальности более 3000 км. Следовательно, «Медведю» нет необходимости входить в зону ПВО противника. Его крейсерская скорость 830 км / ч, но при этом бомбардировщик Ту-95МС имеет большую дальность полета около 11 тысяч км и практический потолок 12 тысяч метров. Расход топлива у него относительно экономичный, за 17 часов полета «Медведь» потребляет 96 тонн авиационного керосина. Кроме того, Ту-95МС, имеет значительно более долгий эксплуатационный период: его полетный ресурс в сумме достигает 20 лет. К примеру, для обычного истребителя США F-16 этот показатель составляет 8000 часов, для F-18 - 6000 часов.
Третье место отдано американскому стратегическому бомбардировщику-невидимке Northrop B-2 Spirit. Это самый дорогой самолет в истории военной авиации. В 1997 году он стоил около 2 млрд долл. Его крейсерская скорость невысока - всего 800 км / ч, но дальность полета достигает 11 тыс. км, а практический потолок - 15 тыс. м. Самолет способен нести на борту 16 атомных бомб B-61, или 8 управляемых бомб с лазерным наведением массой 907 кг GBU-27 Paveway II, или 80 бомб массой 227 кг.
Вторым в рейтинге признан стратегический бомбардировщик B-52 «Stratofortress». Он, как и российский Ту-95 является ветераном. Впервые В-52 поднялся в воздух в 1952 году, а последние его образцы сошли с конвейера в 1963 году. ВВС США планируют держать этот самолет на вооружении до 2040 года. Бомбардировщик дозвуковой, его максимальная скорость - 960 км / ч, дальность полета - 16 700 км, потолок - около 16 тысяч метров, Б-52 «Стратофортресс» может нести 27 тонн боевой нагрузки.
Надо признать, что в вышеприведенном списке достойные противники. Определить превосходство одного над другим – сложная задача. Напоминаем, что пятое место отдано американскому бомбардировщику Rockwell B-1 Lancer, четвертое - российскому Ту-95МС «Медведь», третье и второе отдано ВВС США, их занимают, соответственно, стратегические бомбардировщики Northrop B-2 Spirit и B-52 «Stratofortress». Но, кто же лидер в этой напряженной гонке абсолютного технического и боевого превосходства в мире?
Первое место бесспорно отдается «Белому лебедю» Ту-160. Это крупнейший сверхзвуковой самолет в истории военной авиации, самолет с изменяемой геометрией крыла, самый мощный и тяжелый боевой самолет в мире. По скорости он может конкурировать с истребителем, его максимум - 2300 км / ч, боевая нагрузка «Белого лебедя» достигает 54 тонн. Его максимальная дальность полета без дозаправки в воздухе 13950 км. На вооружении ВКС России 16 таких самолетов. Они постепенно модернизируются. Сейчас создается новая версия этого стратегического бомбардировщика ракетоносца – Ту-160М.