Кого теперь наказывать за гибель 20 лет назад подлодки «Курск»?
26 августа 2020, 12:11 [ «Аргументы Недели» ]
20 лет назад, в августе 2000 г., страна несколько дней следила за агонией атомной подлодки «Курск» на дне Баренцева моря. В нынешнем году памятные мероприятия были негромкими – и не только изза коронавируса. Хотя о вероятных причинах катастрофы написаны тома, все вопросы не сняты до сих пор, а материалы расследования попрежнему засекречены. И тут любая конспирология находит благодатную почву, поскольку обычный россиянин никогда на атомных субмаринах не ходил и ему трудно взвесить официальную версию: мол, учебная торпеда взорвалась, и винить тут некого. Но можно оценить другое: как выросли возможности спасателей ВМФ, как изменились приоритеты военных в мирное время.
«Курск» подняли со дна Баренцева моря в октябре 2001 г. в ходе операции с участием 120 компаний из 20 государств. Было идентифицировано и захоронено 115 тел моряков (три тела найти так и не удалось). Эвакуированы потенциально опасный боезапас лодки и два ядерных реактора. Восстановлению «Курск» не подлежал.
Официальная причина гибели АПЛ «Курск» – возгорание топлива бракованной торпеды, из-за которого сдетонировал боезапас, находившийся в первом отсеке лодки. Кого теперь расстреливать? Добиваться у Казахстана выдачи всех причастных к производству этой торпеды в советские годы? Так успокаивало возмущение власть. Но выдвигались и альтернативные версии: например, «Курск» погиб при случайном столкновении с другой АПЛ.
Невозможно по приведённым в газетных статьях фактам оценить правдоподобность каждой из этих версий. Но люди наблюдали, как власти пытались спасти экипаж «Курска»: врали каждую минуту и не дали возможности иностранцам оказать помощь, когда она ещё могла быть актуальна. Кажется, главная задача ответственных за спасательную операцию заключалась в том, чтобы гибель «Курска» не завалила рейтинг молодого, набиравшего популярность президента.
Подробнее читайте в свежем номере "Аргументов недели".