Аргументы Недели → Армия № 29(723) 29-04 августа 13+

Ливия и Сирия – перемены на подходе

, 19:47

В последнее время война в Сирии и война в Ливии оказались определённым образом связаны. Вообще-то связь ливийской гражданской войны и внешней интервенции НАТО с сирийской гражданской войной, инспирированной и направлявшейся также снаружи, была с самого начала. Именно из Ливии в Сирию на помощь местным боевикам поначалу отправляли подмогу. Теперь процесс пошёл в обратную сторону.

Две силы

В Ливии двумя основными противостоящими силами являются «международно признанное» правительство национального согласия (ПНС) в Триполи, возглавляемое Фаизом Сараджем, и Ливийская национальная армия (ЛНА) маршала Халифы Хафтара. Его признаёт «законно избранный» Народный совет (парламент) в Бенгази. Хотя по факту Хафтар – сам себе власть. После отступления его сил от Триполи в руках маршала по-прежнему находится большая часть страны. Хотя по населению не всё так однозначно – район Триполи является самым густонаселённым. Зато Хафтар контролирует абсолютное большинство месторождений нефти и газа, а главное – трубопроводов из нефтяных районов в пустыне к терминалам отгрузки на побережье.

За Триполи ныне стоит основной спонсор – Турция. Италия и ряд других заинтересованных стран поддерживают разве что морально, а американцы и вовсе на днях заявили, что ливийский конфликт находится вне сферы интересов США. Причём турки не только поставляют оружие, но и держат в Ливии небольшой контингент советников. Есть там и турецкие ударные и разведывательные БЛА, артиллерия, и ПВО. Но Анкару очень не устраивает ситуация, когда она контролирует территорию, а нефти с неё нет – одни расходы.

Хафтара же поддерживает «консорциум по интересам» из ОАЭ, Египта, России и в меньшей степени Саудовской Аравии и Иордании. Но военный контингент официально есть только от ОАЭ. Это ударные БЛА, системы ПВО, ЗРПК «Панцирь-С1». Правда, на части машин расчёты, смешанные с обученными ливийцами.

Египетская армия официально до сей поры в конфликте не участвовала, хотя техника египтян там уже засветилась. А вот египетская и эмиратская авиации активно действуют в интересах хафтаровцев с египетских авиабаз. Но сейчас и египетские сухопутные дивизии находятся, как говорится, на низком старте у границы, а частично, вероятно, уже и в Ливии. Но они вступят в действие лишь в случае атаки турок на город Сирт.

Россия своё участие в конфликте официально отрицает, а размещение в Ливии российской ЧВК преподносится как «действия частных лиц». Но размах этих действий впечатляет – у ЧВК есть свои ЗРК, артиллерия, бронемашины «Тигр-М» и специально разработанные MRAP (бронемашина с усиленной противоминной защитой) на базе «Урала». Есть и поддержка с воздуха. На авиабазах аль-Джуфра и аль-Кадим находятся полтора десятка МиГ‑29 и порядка 4 Су-24М неустановленной принадлежности. Впрочем, американцы утверждают, что это наши самолёты, но кто-то считает их сирийскими. Причём эти авиабазы очень хорошо прикрыты средствами ПВО, теми же «Панцирями». Россия и Сирия всё отрицают.

Именно их присутствие вкупе с египетскими войсками у границы и удерживает турок и их протеже от резких движений. То, что Турция совершенно не готова идти на военное противостояние с Россией даже у своих границ, показали недавние события в Идлибе. А в Ливии турки намного уязвимее и слабее. Да и с Египтом, обладающим большой армией, Анкара тоже воевать не рвётся.

Очистка Сирии от боевиков путём загрязнения Ливии

Что, впрочем, не мешает триполийскому правительству делать грозные заявления о скором наступлении на Сирт. А туркам – продолжать тащить в Ливию технику и набирать туда боевиков из Сирии. Таким образом, в идлибских протурецких группировках они завербовали уже порядка 16–17 тыс. бойцов. Причём на очень выгодных для нищего Идлиба условиях – каждый боевик получает порядка 2 тыс. долларов в месяц плюс страховка и лечение. Конечно, вояки они ещё те, но уж точно получше многих ливийцев.

Правда, попытки турок построить в Ливии «свой Хмеймим» пока закончились фиаско. Авиабазы Митига и аль-Ватия, где они обустраиваются, не раз нещадно бомбили самолёты ОАЭ и Египта. Причём в первую очередь уничтожались ЗРК. Турки отрицают потери, но веры им нет. А вот спутниковые снимки говорят об этом наглядно.

Любопытно, что Турция обвиняет Россию в такой же тактике. Мол, наша страна набирает боевиков в ряды ливийских ЧВК в той же Сирии. Они даже продемонстрировали захваченные в Триполи списки на русском языке некоего отряда частников с должностями и личными номерами. Но все фамилии и имена в этом документе были исключительно арабскими. Если разобраться, то набор таких «мусульманских батальонов» из бывших боевиков – дело нужное. Вот так и получается, что, имея в Ливии разные интересы, российские и турецкие структуры очищают Сирию от лишних боевиков.

Дорогие американские гости, не надоели ли вам хозяева?

При этом в самой Сирии группировка российских войск постепенно распространяет своё влияние на контролируемое курдами Заевфратье. Наши базы и опорные пункты уже размещаются вдоль границы с Турцией и даже с Ираком. Американцы, словно в анекдоте, где одесский еврей в гостях прощается, но никак не уходит, пытаются этому помешать. Но, кроме мелких пакостей вроде создания пробок на дорогах, ничего сделать не могут и не решаются. Военное столкновение недопустимо, а во всех таких встречах на дорогах преимущество в броне и огневой мощи обычно остаётся за нашими военными.

Причём американских «гостей» начинают зажимать всё чаще. То их заблокируют и заставят повернуть обратно сирийские армейцы или ополченцы, то наши отловят на дороге увязавшихся за колонной военных США. И, зажав их бэтээрами, интересуются, на каком основании они находятся в Сирии и кто их позвал? При этом американцы вежливо отвечают, что передадут эти вопросы своим генералам.

Наглость – второе счастье

На юге Сирии в районе Голан также множатся российские опорные пункты. Израильская пресса уже начала возмущаться – мол, русские всё больше увеличивают своё присутствие на границе с Израилем. В том числе в сирийских армейских частях и ополчениях разного толка. Причём даже в проиранских, где они замещают иранских советников. Таким образом, с одной стороны, они вытесняют иранцев, что хорошо для Израиля, а с другой – созданные когда-то самим Израилем бывшие формирования боевиков русские подчинили себе. И чем их больше в этом районе, тем меньше у израильтян шансов на воздушные операции против Сирии. Задать себе вопрос о том, что вообще забыли израильтяне в воздушном пространстве чужой страны, журналисты не подумали.

Новое наступление в Идлибе

На севере Сирии в курдских районах и в Идлибе по трассе М4 продолжаются совместные патрулирования с турками. Везде возникали опасные инциденты. Одно дело, когда молодёжь кидается камнями в бронемашины, – это ерунда. Другое – когда при прохождении колонны неподалёку от границы с Турцией какой-то самодельный, но весьма грузоподъёмный беспилотник протурецких боевиков скинул на наших миномётную мину, что привело к ранениям.

А в Идлибе и вовсе случился подрыв «шахид-мобиля» со смертником и сотней килограммов взрывчатки. Выскочивший из какого-то гаража автомобиль расстрелять не успели, но он взорвался, не доехав несколько метров до нашего БТР-82А. То ли у смертника сдали нервы, то ли дублирующая радиолиния подрыва (а она есть всегда – смертник может и передумать) сработала от установленных на наших машинах устройств помех. Но повреждения на нашем БТР оказались практически минимальны. Внутри пострадали несколько бойцов – ожоги, переломы, ушибы. Надёжность БТР-82А произвела впечатление на всех.

Интересно, откуда взялся этот смертник? Турки, надо отдать им должное, после долгих мытарств и даже боёв со «своими» боевиками расчистили трассу М4. Но гаражик этот не проверили, а в нём и собрали боевики из неизвестной ранее банды свой «шахид-мобиль». Банда, вероятно, подставная – просто кто-то решил, что русские не узнают, кто на самом деле виноват в подрыве.

Но понять это было нетрудно. В результате в сирийских источниках пошли слухи о скором новом наступлении на Идлиб. Сообщают о том, что с юга страны туда уже переброшены военные части. Это верный признак наступления, как и начавшаяся артиллерийская кампания в районе будущей операции. Когда она начнётся – увидим. В Сирии помешать намерениям Москвы, по сути, уже некому, но Россия учитывает различные политические и экономические аспекты сотрудничества с Турцией.

Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram