Зачем Варшаве столько танков?
№ () от 28 января 2020 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Руководство Польши в последнее время прямо-таки нарывается на неприятности. Чего только стоит истерика Варшавы по поводу Великой Отечественной войны и прочие обвинения России во всех грехах. Одновременно с этим поляки пытаются вооружаться. Против кого?
Иррациональная политика
Польская политика в области вооружений представляет собой смесь паранойи в отношении России, польского пресмыкания перед заокеанскими и иными панами и польской переоценки собственных сил ввиду гонора и неумения заключать сделки с партнёрами. Обратимся к свежим новостям. На днях министр обороны Польши Мариуш Блащак заявил, что 31 января Польша подпишет контракт на закупку истребителей F-35 у США. «Уже в эту пятницу в Демблине я подпишу договор на сумму 4, 6 миллиарда долларов на приобретение 32 самых современных истребителей F-35», – написал он в своём твиттере. То есть примерно по 143 млн долларов за штуку.
Раньше сумма контракта озвучивалась куда большая – 6, 5 миллиарда долларов. За счёт чего же она снизилась? Оказывается, за счёт отказа министерства обороны Польши от офсетной части сделки. Офсет – это когда при продаже стране оружия продавец реинвестирует часть средств от сделки в страну-покупателя. Скажем, закупая товары или покупая какое-то не связанное напрямую с оружием производство.
По этой схеме сейчас работают даже маленькие и слабые государства, и оружейный бизнес без офсетов на более-менее крупных контрактах представить себе сложно. Американцы предлагали полякам офсетные схемы вроде организации выпуска каких-то запчастей для F-35 в Польше или инвестирования в польскую программу создания национального ЗРК – но цена сделки была бы выше. Но поляки отказались от офсета вообще, и им снизили цену.
Бесполезная трата денег
В самой Польше против этой сделки выступают очень многие. Так, правительству напоминают о крайней недоведённости этого «суперистребителя» и о том, что самолёт 5-го поколения не соответствует критериям, по которым определяется принадлежность к 5-му поколению. Установленным, между прочим, самими американцами как первыми, кто создал истребитель 5-го поколения F-22A «Рэптор». По сути, кроме малой заметности, внутреннего отсека для вооружения и авионики этот самолёт никаких иных признаков этого поколения и не имеет – ни высоких лётных характеристик, ни крейсерского бесфорсажного сверхзвука, ни сверхманёвренности. Да и вовсе по манёвренности он ближе даже не к 4-му поколению, а к 3-му!
Многие польские военные крайне недовольны и системой отслеживания состояния самолётов и снабжения их запчастями. Она, по сути, постоянно «сливает» производителю всю информацию о самолётах, их состоянии и местонахождении и бог знает что ещё. Даже сателлитам не очень хочется, образно говоря, быть под постоянным присмотром Большого Брата. При этом сама эта система несовершенна, и американцы собрались её менять, но новую пока не разработали.
Жизнь в кредит
Многие вообще не понимают, зачем ВВС Польши эти самолёты. У поляков нет ни денег, ни возможностей удержать имеющийся авиапарк. Например, во всех справочниках значится, что поляки имеют порядка 30 истребителей МиГ-29 (обычных и двухместных), 32 или даже 40 истребителей-бомбардировщиков Су-22М4 и 48 F‑16С/D. Но в реальности парк советских машин активно сокращается.
Не всё гладко и с, казалось бы, новыми F-16, которые поляки покупали по бешеной цене и в долг. Они, оказывается, часто ломаются, запчасти и агрегаты к ним очень дорогие, поэтому часть неисправных машин каннибализируются и запчасти берут с них. Денег Польше было настолько жалко, что ещё недавно там планировали вместо советских машин докупить ещё от 32 до 96 F-16, но устаревших модификаций. Были и другие варианты. И тут вдруг решили купить именно F-35. Откуда деньги? Наверняка опять в кредит – на них Польша военные расходы и наращивает, следуя нормам НАТО в 2% ВВП.
А вот зачем? Во-первых, не надо забывать о польском гоноре – как же такая «ведущая региональная держава», какой считают Польшу заправляющие там националисты, будет без «самого современного самолёта»? Во-вторых, и это главная причина – у американцев зависли самолёты, которые ранее планировалось продать туркам. Прибыли корпораций страдать не должны, тем более Трампу надо переизбираться – ему нужна поддержка корпораций. Слава богу, есть безотказная Польша, всегда готовая услужить заокеанскому пану, даже в ущерб себе.
Масштабные планы-мечты
Но сделка, в рамках которой планируется покупать эти самые F-35, не единственная в польской программе вооружений до 2026 года. Суммарно предполагаются закупки на 43 млрд евро. И программ там достаточно. Назовём некоторые. Например, «Нарев» и «Висла» – сначала это были программы создания и развёртывания производства своих ЗРК малой и средней дальности. Но потом поляки поняли, что не смогут создать ничего путного. «Висла» в итоге свелась к закупкам 4 батарей ЗРК «Пэтриот» PAC-3+, причём сначала к ним прибудут только противоракеты, а ЗУР против самолётов – не раньше 2024 года. «Нарев», скорее всего, сведётся к закупкам ЗРК у англичан.
Есть программа «Ворон» – по ней планируется то ли купить 32 боевых вертолёта у США, то ли модернизировать советские Ми-24. Есть программы закупки различных БПЛА, 3 фрегатов со сборкой в Польше и покупки аж 6 подлодок во Франции или Швеции. Заключён контракт на поставку одного дивизиона американской РСЗО HIMARS – она может стрелять корректируемыми и управляемыми ракетами с дальностью до 300 км. Против кого всё это? Понятно, что против России, хотя эти ракеты не идут ни в какое сравнение с «Искандерами» даже в обычном снаряжении.
Шансов нет
Из свежих новостей можно вспомнить историю с танками. Польша на фоне остальных европейских карликовых армий, можно сказать, танковая держава. У неё не 200 или 300 танков, как у ведущих европейских стран НАТО, а примерно 400 в строю и ещё 500 на хранении. Но танковый парк у поляков представляет собой изрядный «зоопарк»: тут и 105 «Леопардов-2А5», и 142 «Леопарда-2А4», и 232 PT-91 «Тварды». Последний это всё тот же советский Т‑72 польского производства, но с новой системой управления огнём, новым двигателем и прочими изменениями. Правда, его броня осталась на уровне года.
Раньше поляки гордились своими «Леопардами», считая их лучшими танками мира, но события в Сирии, где турки умудрились потерять несколько десятков машин за короткий срок, заставили их задуматься. Модернизировать «Леопарды» и «Тварды» они будут, но хотелось бы чего-то лучшего.
Поэтому в Польше решили вскоре объявить тендер на создание и производство до 800 танков. Якобы стоимость этой программы может дойти до 9 млрд долларов. Причём, как пишут СМИ Южной Кореи, скорее всего, поляки выберут корейский танк К-2 как базу для разработки варианта для себя.
Кроме этого польская армия пытается наращивать свою численность. Правда, не исключено, что на бумаге, потому что даже объявленное формирование ещё одной дивизии затянется аж до 2026 года. Но зачем им столько танков и новые части? На Москву собрались? Или на Калининград? Хотят повоевать с Россией?
Шансов у Польши нет, даже если она сможет осуществить всё задуманное. Перед войной в Варшаве тоже строили планы превентивной войны на 2 фронта сразу – чем закончилось, известно. Но правящие в Варшаве персонажи этого, похоже, не понимают. Они в очередной раз верят, что Запад им поможет, а не кинет.