Военные итоги 2019 года
№ () от 24 декабря 2019 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Традиционно в конце уходящего года «Аргументы недели» публикуют обзор наиболее важных военно-политических событий 2019 года.
Стратегическая «нестабильная стабильность»
В 2019 г. не произошло улучшения отношений между Россией и США. Это, конечно, плохо. Но не случилось и резкого ухудшения. Внутриполитическая борьба в США настолько остра, что в ход идёт всё, а «русский фактор» в особенности. Несмотря на то что «вмешательство в выборы» и «русские связи» Трампа доказать не удалось, за океаном всё равно муссируют эту тему. Мифическое «вмешательство» недавно опять вылезло как повод для принятых Сенатом санкций, против которых выступили и Госдеп, и Пентагон, и администрация, и бизнес. Такое ощущение, что в борьбе за власть соперничающие силы готовы распилить Америку пополам. Всё это больше вредит самим США, в том числе во внешнеполитической сфере. И дай им бог здоровья! Пусть грызутся.
В результате вместо продления договора СНВ-3 американцы занимаются забалтыванием темы. А ведь он куда нужнее именно Вашингтону, чем нам. Россия руководствуется на этом направлении лишь желанием сохранить механизмы взаимного доверия и контроля, но не боится снятия ограничений. А вот США надо бы держаться за СНВ-3 зубами, ввиду аховой ситуации в ракетно-ядерной сфере. Новые ракеты американцы ещё могут создать, хотя и нескоро, а вот новых ядерных зарядов у них нет, и они появятся очень-очень нескоро. Пока же арсеналы непрерывно сокращаются так, что Вашингтон даже перестал в этом году публиковать цифры.
Тем временем у нас только в этом году на вооружение РВСН принято более 30 новых МБР, включая и первые «Авангарды». Флот получит головной подводный ракетоносец проекта 955А «Князь Владимир» – это ещё 16 ракет «Булава».
А США продолжают заниматься демагогией, то призывая подписать новый договор с участием КНР (китайцы отказываются наотрез), но без Англии с Францией. То агитируют включить туда тактическое ядерное оружие (ТЯО), на что никак не согласна уже Россия, то требуют включения туда таких систем, как «Посейдон» и «Буревестник», которые никак не подпадают под СНВ-3.
Причём за продление договора выступают лишь последние вменяемые американцы – высокопоставленные военные. По опросам, это поддерживает и американское общество.
Несмотря на это, под вопросом стоит уже и выход из договора «Открытое Небо», который также важен для международного доверия. Причём если США из него выйдут, то много потеряют от ответного выхода России. Поскольку имели больший лимит времени на полёты над нами, чем мы над ними. Впрочем, голос американских военных в отношении этого договора, скорее всего, будет услышан.
Продолжаются и попытки торпедирования договора о неразмещении оружия в космосе. И тут всё не так плохо. За счёт коммерческих спутников Америка имеет большую спутниковую группировку, которая уязвимее нашей. В противоспутниковых технологиях американцы далеко позади России, испытывающей или уже развёртывающей сразу несколько типов комплексов с противоспутниковыми возможностями. Да и наши «спутники-инспекторы» уже широко известны – «инспектор» может стать и «палачом».
В целом складывается такое ощущение, что Трамп плохо контролирует и ситуацию, и людей, которых ставит на должности.
ДРСМД – умерла, так умерла
В уходящем году прекратил своё существование Договор о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД). Американцы даже провели пару испытаний, но лучше бы и не проводили. Первым был пуск морской неядерной (ядерных давно нет) КР «Томагавк» из модуля морской установки вертикального пуска, прикрученной цепями к автоприцепу. Было видно, что американцы были совершенно не готовы технически к выходу из ДРСМД и слепили на коленке некую «хрень».
Второй пуск вышел ещё забавнее. Вместо обещанного прототипа новой БРСД (баллистической ракеты средней дальности) был произведён пуск ракеты меньшей дальности (менее 1000 км). То, что полетело, нельзя назвать даже прототипом. Военные США взяли давно существующую ракету-мишень MRT-1, созданную на базе ступени, использующейся в космических ракетах, да и запустили её без всякой пусковой установки со стартового стола. Так ещё много лет назад в гитлеровской Германии запускали «Фау-2». Понятно, что американская промышленность демонстрирует власти и миру, что работы идут. Но, поскольку ничего не готово, – дурит народ.
Россия после крушения ДРСМД заявила, что не будет официально ничего испытывать, пока этого не сделают американцы, – теперь руки для публичной презентации давно заготовленного у нас развязаны. Но это уже случится в новом году.
РФ и КНР: военно-политический «гражданский брак»
В уходящем году продолжилось укрепление русско-китайского военно-политического марьяжа, который обе стороны избегают называть альянсом. Но который всё больше и больше таковым является во всём, кроме названия. У Москвы и Пекина формируется «гражданский брак», отличающийся от официального только отсутствием штампа в паспортах. Из тех, которые надолго, иногда и на всю жизнь, а не «пожили-разбежались».
В 2019 г. было подписано соглашение о военно-техническом и военном сотрудничестве и партнёрстве, предусматривающее много новых элементов. Например, организацию периодических совместных патрулирований в Азиатско-Тихоокеанском регионе, силами Дальней авиации ВКС России и китайской дальней авиации, с совместным обеспечением бомбардировщиков эскортом, дозаправкой в воздухе и самолётами дальнего радиолокационного дозора и наведения.
Такое пробное патрулирование уже состоялось и вызвало большой внешнеполитический резонанс и даже скандал, связанный с якобы нарушениями воздушного пространства Южной Кореи и «зон идентификации ПВО». Но они незаконны с точки международного права, и Москвой никогда не признавались.
Так же китайцы разместили свою новейшую МБР DF-41 у наших границ – в зоне прикрытия ПВО России. Это ли не жест доверия, наверняка согласованный с Москвой? Ведь стартующие ракеты нетрудно сбить. Может, рано или поздно и стратегические подводные ракетоносцы двух держав будут патрулировать совместно в «защищённых морских бастионах» друг друга? Или в Арктике, подо льдами – уж оттуда даже «сомнительные» китайские ракеты долетят до Америки.
Также объявлено о том, что Россия поможет КНР в создании системы предупреждения о ракетном нападении. Наверняка будет налажен и обмен данными между нашими системами. То есть, по сути, Москва получит «глаза и уши», удалённые от наших границ, что, безу- словно, расширит возможности.
Предусматривается и расширение числа и масштаба военных учений между армиями «боевой нации» (как называют русских в Китае) и Поднебесной. Китайские бригады уже стали привычными участниками российских стратегических учений, выставляя самые крупные после страны-хозяйки контингенты. Эти учения всё больше становятся коалиционными – на «Востоке-2018» было 3 страны-участника, на «Центре-2019» – 8, а на учениях «Кавказ-2019» их станет уже 17. В общем, в области «обрастания» совместно нажитым имуществом в паре Россия – Китай всё будет развиваться поступательно и далее.
За укрепление русско-китайской дружбы и боевого братства стоит в очередной раз поблагодарить администрацию США, делающую всё возможное для сколачивания крепкой «оси Москва – Пекин», на всех фронтах, включая и экономический.
Сирия – доедаем по кусочкам
В этом году сирийская армия и российская группировка войск продолжали возвращать контроль над страной. Как и предсказывали «АН», принятые меры по укреплению ПВО Сирии дали свой эффект – западные «партнёры» уже и не заикаются об ударах по Сирии. Израиль тоже сначала прикрутил обороты, но потом стал всё же пробовать свои силы, сменив тактику на более осторожную. Буквально на днях им была предпринята очередная попытка нанести удар по иранским силам в Сирии. Но в этот раз все беспилотники и ракеты были сбиты, что, однако, бывает не всегда.
Вопрос Идлиба за год не решился, но площадь «заражённой» исламистами местности серьёзно сократилась в ходе ряда наступательных операций. Последняя началась менее недели назад. После длительной обработки авиацией, а также артиллерией дивизия «Силы Тигра» (ныне 25-я дивизия спецназа) и 5‑й добровольческий штурмовой корпус, управляемые нашими штабистами, быстро прорвали фронт и начали бодрым темпом наступать. Сопротивление «зелёных» бандитов оказалось неожиданно слабым и разрозненным. Вероятно, устали воевать, беспрестанно проигрывая.
Вашингтон хочет уйти, чтобы остаться
Другим направлением усилий было курдское. Разумное сочетание угрозы и силы в лице турецкой армии, жаждущей пообщаться с курдскими формированиями, позволило провести блестящую операцию по возврату под контроль Дамаска большого числа городов и районов, находившихся под властью проамериканского Союза демократических сил (СДС). Но самое главное, была взята под контроль граница с Турцией. Курдский вопрос, конечно, ещё не решён окончательно, но продвижение немалое.
Заодно удалось решить другую проблему. Американцы, объявив ещё в конце прошлого года о выводе войск из Сирии, на деле затянули процесс и потом вообще не ушли. Заключение же соглашения между Москвой и Анкарой по отводу курдских формирований, о создании зоны безопасности и организации совместного патрулирования придало импульс военным США в нужном направлении. Они не просто поехали вон из Сирии, а побежали, бросая базы с немалой частью имущества (часть, правда, взорвали или разбомбили). Но, выведя большую часть для сохранения лица (очевидно, лица Трампа перед избирателями), задержались на нефтяных месторождениях. Видно, поиздержались – хотят заработать на чужой нефти.
Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»