Как долететь до Венесуэлы
№ () от 24 апреля 2019 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Недавно два транспортных самолёта ВКС, летевших в Венесуэлу, не пропустила через своё воздушное пространство Мальта. Американский Госдеп выразил ей свою признательность и призвал остальные страны поступить так же. Российский МИД заявил, что поступок мальтийцев является недружественным актом и пообещал неприятные последствия: «Это будет учтено в дальнейших отношениях с Мальтой». Что же произошло и чем это нам грозит?
Безысходность
То, что кампания по проведению очередной цветной революции в Венесуэле и замене президента Мадуро на самопровозглашённую марионетку Гуайдо провалилась, – очевидно даже в Вашингтоне. Провалились и попытки организовать военный переворот в стране. Политика санкций и экономического удушения тоже не даёт желаемого эффекта даже вместе с энергетическими кибердиверсиями. Наоборот, Гуайдо и его майданных оппозиционеров народ начинает ненавидеть, причём вместе с американцами.
Вашингтон мог бы пойти на попятную и попытаться восстановить отношения с Каракасом, но это стало бы колоссальной потерей лица для Трампа. Военное вторжение – тоже не выход: нет ни одного желающего среди латиноамериканских союзников стать «грушей» для танковых кулаков венесуэльцев. А сами американцы тоже не готовы к военной авантюре. К тому же в стране находятся российские и китайские военные. В официальные объяснения необходимости их присутствия в Венесуэле для выполнения программы военно-технической помощи в США не верят – пример Сирии перед глазами. Там Россия тоже отрицала истинные цели до самого последнего момента. В результате Вашингтон от безнадёги решил попытаться навредить нашим и китайским коммуникациям с Венесуэлой. То есть, по сути, опустился до мелких пакостей, как «чёртик №13» из детского мультика.
Вот ты и до мелких пакостей дорос
Недавно просочилась информация, что американцы замыслили устроить неподалёку от берегов Венесуэлы военные учения, чтобы «продемонстрировать решимость России и Китаю и затруднить им доступ в Венесуэлу». Конечно, можно организовать почти перманентные учения и закрыть обширные районы морского и воздушного пространства, выпустив соответствующие предупреждения NOTAMы. Но полностью доступ перекрыть нельзя, и уж тем более не военным или вспомогательным судам ВМФ России, или ВМС Китая, или самолётам этих стран. То есть игра на нервах возможна, могут быть разные демонстративные действия – но действовать США должны очень аккуратно. В американских штабах ещё не все с ума посходили, даже если в Капитолии и Белом доме душевная болезнь поразила куда больше народу.
Призывы не пропускать борта ВКС в Венесуэлу – из этой серии. Но на них пока откликнулась только маленькая Мальта, воздушное пространство которой пусть и находится на перекрёстке средиземноморских воздушных путей, но без проблем можно облететь. Что и было сделано.
Дорог много
Российские военно-транспортные и пассажирские самолёты ВКС попадают в этот район на пути в Венесуэлу только в одном случае – если они летят из России сначала в Сирию и там забирают груз и военных, летящих в Каракас. Если в Сирию не нужно, то наши самолёты летят спокойно через всю Европу и НАТО – их никто не разворачивает. А если начнут разворачивать, то это лишь удлинит дорогу.
В обоих вариантах полёта и Ан-124-100 «Руслан», и Ил-76МД, и пассажирскому Ил‑62 (именно эти три типа самолётов обычно совершают полёты в Боливарианскую Республику) нужна ещё одна посадка. Её сейчас, как правило, совершают в Дакаре,столице Сенегала. Это место удобно тем, что оттуда самолёт летит практически по одной параллели в Венесуэлу. В Дакар самолёты ВКС попадают через воздушное пространство дружественных государств Африки: Алжира, Мали и Мавритании.
Если бы вдруг и Дакар отказался принимать наши самолёты – найдутся другие государства рядом. Надо заметить, что на американские указания часто плюют уже и небольшие страны. Так, США пытаются перекрыть нам оружейный экспорт, но Танзания, Бурунди и Эфиопия спокойно закупают ЗРПК «Панцирь‑С1», не опасаясь санкций. А уж в вопросах пролёта любые требования и вовсе незаконны.
Кто-то, возможно, испугается Вашингтона, но многие нет. Все пути не перекрыть. В Сети даже есть специальныйсайт, на котором отображаются трассы полёта самолётов с включёнными транспондерами. Военные борта не всегда их имеют и не всегда включают, но на международных трассах это правило все стараются не нарушать без нужды. Так вот, там можно найти, какие самолёты ВКС часто летают в Каракас. Одним из таких является Ил-62 из состава АДОН – авиадивизии особого назначения ВТА ВКС, в которой сосредоточены пассажирские лайнеры ВКС и различные «генераловозы». Он не раз летал в Венесуэлу и через Сирию, и Сенегал, и через Европу, и с посадкой на Кубе. Возможно, именно его и не пропустили мальтийцы.
Неудачная рекламная акция
Что до последствий такого шага, то Россия сможет отыграться. Мальту посещает немало российских туристов, оставляющих там солидные суммы, страна является активным покупателем нашего СПГ. Мальта крайне заинтересована в инвестициях из России, в том числе и частных. В стране есть программа получения гражданства (то есть гражданства ЕС) в обмен на инвестиции, и есть люди из РФ, которые ей воспользовались. Мальта не стала высылать наших дипломатов из-за липового «дела Скрипалей». В том числе потому, что у них только один дипломат в Москве – их бы посольство закрылось в результате ответной высылки. Но страна вынуждена «колебаться вслед за генеральной линией партии» в Вашингтоне. Министр иностранных дел Мальты в начале марта заявил, что «стоило бы больше рекламировать нашу страну в России». Если шаг с запретом пролётов самолётов был рекламной акцией Мальты в России, то получилось очень плохо.