Аргументы Недели → Армия № 33 (626) от 23.08.18 13+

На «Востоке» вместе с Россией готовы сражаться Китай и Монголия

, 21:17

В России началась масштабная проверка боеготовности в Центральном и Восточном военных округах, а также на Северном флоте. Кроме того, по тревоге подняли ВДВ, дальнюю и военно-транспортную авиацию ВКС, силы ПВО, мобилизационные органы и органы центрального управления ВС РФ. Одновременно стартовал целый «куст» из 16 учений под единым замыслом. Но самое главное – манёвры начались в преддверии стратегических учений (СУ) «Восток-2018», размах которых уже сравним с советским. Причём в этот раз они станут ещё и международными, чего раньше не случалось, – в Россию прибудут тысячи военных из Китая и Монголии.

Советский размах

Стратегические учения «Восток» будут беспрецедентными по масштабу даже в сравнении с предыдущими, которые проходили в 2014 году. Тогда в них приняли участие 155 тыс. человек, 8 тыс. единиц бронетанковой техники и вооружения, 632 летательных аппарата и 84 корабля, подводных лодки и катера или судна. О нынешних известно, что во внезапной проверке участвуют аж 262 тыс. военнослужащих, задействовано 1077 летательных аппаратов, более 900 танков, более 31 тыс. единиц вооружения и военной техники, а также более 300 кораблей, подлодок, катеров и вспомогательных судов. Столько же будет участвовать в самих учениях.

Для сравнения: в легендарных советских учениях «Запад-81» были задействованы более 100 тыс. человек и 16 армий и корпусов. Так что масштаб нынешних учений уже вполне советский. Правда, в те времена реальная численность участников, как правило, если и разглашалась, то неправильно. Впрочем, и сейчас верить всем объявленным цифрам нельзя. Россией и НАТО давно применяется метод разбиения больших учений на много маленьких, чтобы не звать наблюдателей с противной стороны или скрыть масштаб.

 

Отработка мобилизационного развёртывания

О размахе говорят и факты о «малых» учениях, которые идут сейчас в общем замысле с «Востоком». У связистов задействовано 5 тыс. военных, а в учениях тыла и ремонтно-восстановительных органов – 36 тыс. человек. На базах хранения и ремонта техники, на новообразуемых ЦОМР (центрах обеспечения мобилизационного развёртывания), на базах системы двойного базирования, готовых выдать технику прибывающим налегке из-за Урала подкреплениям, – везде расконсервируют тысячи единиц техники. На центральных базах резерва танков на Дальнем Востоке расконсервируют не только Т-72Б или Т‑80БВ, но даже Т-62М. Хотя они официально уже и не стоят на вооружении – очевидно, часть этих прекрасно зарекомендовавших себя в Сирии танков может уйти туда после «Востока».

Армия в ходе учений планирует активно использовать ВДВ – только десантно-штурмовых бригад к учениям привлечено три, не считая иных частей «голубых беретов». Развёртываются склады, пункты боепитания и заправки, прокладываются полевые трубопроводы, подготавливаются районы развёртывания и рассредоточения войск. Вся военная машина государства за Уралом и часть в Европе активно готовятся к войне – пока воображаемой. Характер виртуальной войны может быть любым, вплоть до применения тактического или стратегического ядерного оружия, но об этом вряд ли объявят.

Официально учения «Восток» не направлены против третьих стран. Но противники понятны и без этого – это США и их союзники на Востоке. К примеру, Япония.

 

Совместные учения

Но есть одна черта, отличающая СУ «Восток-2018» от предыдущих, кроме беспрецедентного масштаба. В этот раз в них участвуют как наши монгольские друзья, так и китайские партнёры и союзники. Необъявленный официально российско-китайский военно-политический альянс (можно считать, гражданский брак – печати в паспорте нет, остальное в наличии) обретает всё более и более реальные очертания.

Китайцы сначала прислали свой контингент на учения «Мирная миссия – 2018». Манёвры пройдут в Челябинской области на полигоне Чебаркуль. В них участвуют военнослужащие России, Китая, Индии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Пакистана. Также есть наблюдатели из Узбекистана. Любопытно, что идейные противники, такие как индийцы и пакистанцы, здесь будут прекрасно сотрудничать.

Надо сказать, что и ШОС всё больше и больше в военном плане обретает реальные черты. Пока, конечно, это ещё не военный блок, но уже и не «говорильня по интересам». Сходные процессы теперь протекают и в БРИКС. Неслучайно, узнав о декларированном членами организации «совместном обеспечении безопасности», туда запросилась Турция. У Анкары отношения с США и НАТО обостряются всё сильнее.

 

Китайцам воевать 
пока рано

Следом за «Мирной миссией» из Китая для участия в «Востоке» на полигоны в Забайкалье прибудут 3, 2 тыс. человек и 900 единиц техники. Это солидный контингент, он примерно соответствует бригаде. Недавно опубликованная сирийцами информация о том, что военные Поднебесной могут принять участие в завершающей стадии сирийской войны, Пекином официально опровергнута. Впрочем, они могут отправить на Ближний Восток свой спецназ. Но боевой опыт китайцам по-прежнему нужен как воздух. Пока им рановато лезть в реальную войну, а вот учения с многоопытной российской армией – самое лучшее, что может быть для получения опыта. Недаром китайцы даже в официальной печати часто зовут русских «боевой нацией» или «сражающимся народом». С кем же ещё им набирать полезный опыт, как не с нами?

Тем более проблемы китайской армии скрывать уже не получается. Околовластные СМИ Поднебесной открыто обсуждают «мирную болезнь» НОАК и её симптомы: показуху, имитацию боевой подготовки, безынициативность командиров, коррупцию. Но статьями и речами это не вылечить. Нужна настоящая война?e_SClB

Маленькая орда

Хотя монгольские военные считаются достаточно толковыми и имеющими некий приличный опыт участия в разных международных миротворческих операциях, наиболее подготовленных частей у них немного. Любопытно, кстати, что об участии Китая и Монголии в СУ «Восток‑2018» стало известно буквально в последний момент – соблюдали секретность, чтобы не «беспокоить» американцев с японцами. Интересно также, что среди отечественных любителей военно-политического анализа Монголия часто предстаёт чуть ли не будущей жертвой захватнической политики Китая и даже опорой политики США в регионе. А тут такой поворот.

Американцы недавно хотели предоставить монголам какие-то очередные преференции, но Улан-Батор выбрал совместные учения с двумя главными противниками США. Так, глядишь, монгольские хакеры ещё и в выборы в США вмешиваться начнут! Конечно, вряд ли они смогут переизбрать американского президента или Конгресс, но мэра какого-нибудь города или шерифа – запросто. Понятно, это шутка. Но от Вашингтона теперь можно ждать любых обвинений – сейчас действия США на внешней арене утратили адекватность.

Вот для противостояния звёздно-полосатым «неадекватам» такие совместные масштабные учения и проводятся. Но нужно идти дальше, наращивая усилия и расширяя масштаб сотрудничества. Например, проводить масштабные манёвры в одно время в России и Китае. Судя по тому, как развиваются сейчас отношения Москвы и Пекина, до этого остаётся один шаг.

Ярослав ВЯТКИН,

военный обозреватель «АН»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram