Ежегодно 2 августа в нашей стране отмечается славная дата – День воздушно-десантных войск. Как памятный день, призванный способствовать возрождению и развитию отечественных воинских традиций, повышению патриотизма и престижа военной службы.
В 2014 году в Южно-Сахалинске появился военно-спортивный клуб «Десантник», который ставит те же цели. Сегодня гость нашей редакции – председатель правления клуба, начальник парашютно-десантной службы полка майор Павел Захаров.
Три специальности
Чему вы учите ребят в клубе?
В первую очередь быть достойными людьми, найти своё место в жизни. А их подготовка позволяет им быть военными, служить в МЧС, спецподразделениях, лесоохране. Основной упор делаем на подразделения специального назначения воздушно-десантных войск. Выпускники прошли трехлетний курс обучения, например, двое из них сейчас служат в Уссурийске в десантно-штурмовой бригаде, один поступил в Хабаровский институт ФСБ, другая – в Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации.
Большинство ребят, конечно, хотят служить в ВДВ и носить голубой берет. Но даже здесь, чтобы получить его по окончании обучения, им приходится попотеть. У них две аттестации в год, два похода, один из них ознакомительный, другой – аттестационный. С выпускниками, которые сейчас служат в ВДВ в Хабаровске, часто созваниваемся, они говорят, что в клубе они знали и умели больше, чем в армии их сослуживцы, и дают фору старослужащим и даже некоторым офицерам. Они, как и все наши выпускники, имеют три специальности – укладчик парашютов, водитель МТЛБ (плавающий гусеничный бронетранспортёр) и стрелок-разведчик.
Какие предметы здесь преподают?
Историю России, отдельно историю воздушно-десантных войск. Почему их ввели? Да потому, что, когда наши воспитанники после поступления проходят первые тесты, у нас волосы встают дыбом от того, что дети не знают историю своей страны. Например, они пишут, что вторую мировую войну выиграли американцы, что Бухенвальд – это психиатрическая лечебница, а Гитлер её директор. Я не знаю, чему и как сейчас учат детей в школе.
Мы в этом году водили детей на фильм «Горячий снег», так они плакали. Эта картина основана на реальном эпизоде сражения на подступах к Сталинграду. До этого наши курсанты знали о Сталинградской битве только по фильму Бондарчука «Сталинград». Сейчас вот выиграли грант, купили аппаратуру, может, теперь получится больше хороших военных фильмов им показывать.
Также в клубе преподают топографию, медицинскую, строевую, огневую, парашютно-десантную подготовку. На втором курсе есть десантно-штурмовая подготовка, физподготовка, на которой мы гоняем бойцов довольно серьёзно. На огневой подготовке я учу их не просто нажимать на курок, а прежде всего думать. То есть вот мишень дали тебе, есть три выстрела пробных и пять основных. Я им сбиваю прицел и говорю: «Думай, если у тебя пуля полетела туда, значит, в следующий раз, куда ты должен прицелиться»? Крайние стрельбы у нас были не в тепличных условиях тира, а на улице, приходилось учитывать ветер – и ничего, пристрелялись.
На десантно-штурмовой подготовке курсанты учатся выполнять штурм зданий с террористами внутри – у нас тут неподалёку как раз есть несколько недостроенных домов, вот там они и тренируются.
Либо по верёвке нужно спуститься, в окошко запрыгнуть, либо по живой лестнице забежать. Там пять комнат, в каждой по две мишени, и они должны, прикрывая друг друга, точно поразить все цели. Есть ещё вторая группа, эвакуаторов, их задача – вынести раненых и оказать им первую медицинскую помощь. Потом штурмовики и эвакуаторы меняются ролями.
Пять дней без еды
Есть ещё такой предмет – выживание в экстремальной среде, продолжает Павел Захаров. – Учим ориентироваться на местности, разводить огонь в лесу, добывать пищу. Затем – практика, отправляем на пять дней в лес без еды.
И что же они там едят?
Лопухи, ягоды, улиток, рыбу, они такие блюда начинают готовить, что мама не горюй. И всё это может пригодиться не только в службе в армии, но и в жизни. Учим укладывать парашюты, это довольно тяжёлое занятие, у нас некоторые ребята подрабатывают укладчиками куполов, зарабатывают деньги. В будущем хотим ввести ещё одну дисциплину – подготовку водолазов.
В свободное от учёбы время юные десантники несут вахты памяти у Вечного огня, занимаются волонтерской деятельностью, принимают участие в культурных и спортивных мероприятиях.
Как часто у вас проходят занятия и сколько по времени они занимают?
С понедельника по пятницу с 18 до 21 часа. Все занятия бесплатны.
Что нужно для того, чтобы поступить в клуб, есть какой-то отбор?
Желание и здоровье. К нам не всегда приходят крепкие ребята, есть и такие, кого не берут в спортивные секции, слабые, стеснительные, не могут себя найти, мы им помогаем. Некоторые пили, курили, поступили к нам – бросили вредные привычки, двоих даже сняли с иглы. Есть мальчик совсем слабый физически, с ним занимаемся индивидуально и к третьему курсу, думаю, его хорошо натренируем. Берём ребят в основном с 14 лет – в этом возрасте хорошо мозги начинают работать, сейчас в клубе обучается 29 подростков.
Есть, конечно, те, которые сами отсеиваются. Все же насмотрелись фильмов и хотят быть Рэмбо, но потом неожиданно выясняется, что для этого нужно немного попотеть. Самая сильная мышца у них – это указательный палец, вот в компьютере они хорошо воюют. У нас был набор 83 человека, после первого же похода с одной ночевкой 35 человек ушли. Остаются самые стойкие духом, которые хотят стать бравыми пацанами и девчонками и готовы для этого приложить максимум усилий.
В клубе довольно много девушек, что их привлекает?
В основном хотят служить в армии, сейчас в армии служит много женщин. Девчонки у нас ещё фору пацанам дают. Одна разбирает автомат за четыре секунды, никто из ребят её догнать не может. На полосе препятствий девушки тоже тянутся – тяжело, конечно, но бегут наравне со всеми. Некоторые не могут запрыгнуть на барьер, им можно забежать по лестнице, подтягиваются слабее, но зато пресс у них хороший.
Уникальный человек
Почему день ВДВ отмечают по-особенному?
Потому что существует особое десантное братство, в любом локальном конфликте ВДВ находятся на острие атаки, многие десантники прошли через пекло локальных войн, таких как в Афганистане, Таджикистане, Чечне, и у них существует традиция встречаться с бывшими сослуживцами.
В кодексе чести клуба у вас написано, что десантник – человек уникальный. в чем его уникальность?
В том, что десантник по большому счёту должен уметь всё. В старину говорили так: «воин и в бою зол, и на пиру не скушен». 22 июня наши курсанты участвовали в театрализованном представлении – красивая была постановка. В день призывника были показательные выступления, пришла разведрота. Служащие посмотрели на наших ребят и сказали, что у них нет шансов с нами тягаться. Наши показали красивый рукопашный бой, эффектный штурм автомобиля. Хотя десантникам не обязательно штурмовать автомобили, это прерогатива ФСБ и УВД. Но мало ли, что может произойти во время боевых действий, любой навык может пригодиться.
Или такое упражнение есть у нас: в бронежилете и противогазе 20 приседаний, 20 отжиманий, потом человек берет товарища на плечо и бежит в конец тира. Там снова 20 приседаний, 20 отжиманий, затем на него выбегает противник, он применяет контрприём и обрабатывает две мишени из пистолета, по два выстрела в каждую мишень, причём точно. То, что делают наши курсанты, впечатляет даже ребят из спецназа. Хорошо подготовленные десантники могут служить везде – они универсальные солдаты.
У нас в кодексе чести записаны ещё два важных принципа десантника. Порядочность – безусловное соблюдение общечеловеческих норм морали и нравственности. Один за всех и все за одного, сам погибай, а товарища выручай. Но лучше – противника уничтожай, товарища спасай и оставайся живым.