Приключения украинских танкистов в Европе
№ () от 20 июня 2018 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Недавно в Германии на полигоне учебного центра армии США завершились третьи ежегодные соревнования танковых взводов НАТО Strong Europe Tank Challenge (SETC). В них участвовало 8 стран: США, ФРГ, Франция, Польша, Великобритания, Швеция, Австрия и Украина. Без Незалежной Западу обойтись никак нельзя – «группа Порошенко» всеми силами изображает из себя членов НАТО и ЕС. Результаты «Евробиатлона», как эти соревнования у нас иногда называют, вышли, с одной стороны, предсказуемыми, с другой – неожиданными.
Кто на чём и с чем приехал
Половина команд выступала на различных версиях германского «Леопарда-2». Англичане – на своём весьма неудачном «Челленджер-2», американцы – на «Абрамсе» M1A2SEPv2, французы, естественно, – на AMX-56 «Леклерк». Ну и «главный защитник свободного мира от российской агрессии», украинцы, прикатили на Т-84 «Оплот».
В прошлом году «сдерживающие от вторжения в Европу путинские танковые орды» украинцы заняли предпоследнее место, выступая на Т-64БВ, чуть-чуть модернизированном украинскими предприятиями. Последними были поляки. В этом году с большой помпой,[end_short_text] как большую перемогу, ВСУ специально для соревнований передали шесть восстановленных Т-84. Проведя им якобы капремонт и немного модернизировав систему управления огнём (СУО). Танки-то были построены на рубеже веков серией всего в десяток машин. Получила их 14-я механизированная бригада ВСУ как победительница отборочных соревнований.
В Киеве всерьёз рассчитывали на высокий результат. Ведь совсем недавно украинцы участвовали в учениях НАТО и показали там неплохой результат в тактических упражнениях, что, правда, говорит о низком уровне подготовки натовцев.
Победа наоборот
Но реальность, как обычно, показала, что за перемогой обязательно следует зрада. В самых увесистых по очкам упражнениях «танковый взвод в наступлении» и «танковый взвод в обороне» украинские танкисты заняли прочное последнее место. И в дальнейшем никого туда не пустили, удерживая его куда лучше, чем «легендарные киборги» Луганский и Донецкий аэропорты.
А призовые места заняли парни на немецких «Леопардах-2». Первое место у немцев – 1450 очков, второе – у шведов (1411), третье – у австрияков (1321). На 4-м месте оказалась Франция с 1186 баллами. Оцените огромный разрыв между 3‑м и 4-м местом. Дальше с минимальным отрывом следовали поляки и британцы, а за ними – американский взвод. А много раз уничтожившие все русские танковые дивизии и бригады «герои АТО» получили всего 950 очков.
Американцы, кстати, уверенно победили в отдельной номинации с отдельным призом – в упражнении по скоростной и меткой стрельбе. На взвод выделялось 30 выстрелов, и надо было расстрелять быстрее других 20 мишеней с минимальным расходом снарядов. Это говорит об их высокой подготовке.
При этом США отправили на соревнования обычных строевых танкистов. Тогда как европейские натовцы и другие участники схитрили, прислав и инструкторов учебок. Понятно, что опыта у них куда больше. Американцы в отличие от европейцев озабочены реальной боевой подготовкой, а не соревнованиями, к которым готовились по принципу «лишь бы отстало начальство».
В армии России точно такая же ситуация была в своё время с танковым биатлоном. К нему во многих частях относились как к очередной ненужной блажи московских начальников. И не без основания – на подготовку нужно потратить время и ресурсы, а основных задач никто с части не снимал.
«Леопарды» победили – они лучшие?
Говорит ли уверенная очередная победа «Леопардов» о преимуществах этого танка? Никоим образом! Лишь о том, что данный формат упражнений очень подходит именно этому танку, а никак не о его реальных боевых качествах. Их «Леопард» уже показал себя так, что немцы до сих пор не отмоются. Речь о действиях турецких танкистов в Сирии, особенно против ИГИЛ (запрещена в России).
Турки за короткий срок потеряли уничтоженными и повреждёнными чуть ли не половину танкового батальона. Конечно, с более толковыми танкистами таких потерь не было бы. Но тут важны не тактическая безграмотность и низкая выучка, а то, как танки «держали» попадания – практически никак. Куда хуже древних вариантов Т‑72 или даже Т-62 в той же Сирии у армии страны. Причём немецкие танки обычно взрывались и сгорали после одного попадания РПГ или ПТУР, и не только в борт.
Например, расположенная в носу корпуса боеукладка танка детонировала практически всегда. На наших танках она тоже имеется, в виде бака-стеллажа, и это тоже минус, но защищена получше. Хотя её наши танкисты стараются не загружать, оставляя пустой, а на Т-90М её и вовсе убрали, не говоря уж о Т-14 «Армата» с его революционной компоновкой. Есть у германского «кошачьего» и иные дыры и дырищи в защите.
То есть компоновочные решения «Леопарда-2» таковы, что его защищённость и боевая живучесть, несмотря на постоянно растущую массу и навешивание новых и новых защитных конструкций, всё равно останутся невысокими. В целом «Леопард-2» – это отличный пример танка для мирной службы – для парадов, соревнований, учений, длительной эксплуатации. Но не для войны. А вот американский «Абрамс» в боях показал себя намного более живучим, да и вообще воевал значительно больше, тоже горел и взрывался, но на порядок реже.
С «Леклерком» всё куда менее понятно – слишком мало реальных свидетельств о его боях в Йемене. А восторженные рассказы французов и танкистов из ОАЭ – не более чем рыбацкие рассказы или рекламные сказки. Но в целом по компоновочным и иным решениям и «француз» лучше «немца» и должен быть более живучим. Несмотря на то что качество французской бронетехники тоже прихрамывает. Но на соревнованиях, как танковый биатлон или тот же SETC, можно выпускать танки хоть из бумаги вместо брони, лишь бы хорошо ездили и стреляли.
Совместными усилиями выиграть в поддавки
А что же произошло с «великоукрами»? Их Т-84, по сути, тот же советский Т-80УД «Берёза» – харьковский вариант ленинградского газотурбинного танка Т-80У. Но не с газотурбинным, а с куда менее мощным и намного более проблемным харьковским оппозитным двухтактным дизелем. Тем не менее эти танки долгие годы служили в армии России, есть они и до сих пор. Но, будучи уже списанными из-за своего происхождения и износа, могут встречаться в учебных центрах. А в Пакистане несколько сотен Т‑80УД служат до сих пор. То есть машина пусть и уступает по системе управления огнём модернизированным западным танкам, но достаточно освоенная и надёжная.
Украинские танкисты после соревнований раздавали интервью и писали посты в соцсетях, где ругали и танки, и Харьковский танковый завод, их готовивший, и кого угодно, кроме себя. Выглядело это как попытка перевалить вину за свои кривые руки на промышленность. Потом были опубликованы видеоролики, на которых и вправду видно, что танки попросту небоеготовы.
На них искрила проводка, не работали некоторые приборы и датчики, стабилизатор вооружения давал незатухающие колебания башни влево-вправо. И даже такая надёжная в общем система, как механизм заряжания, – и та сбоила постоянно. В результате из 4 танков в одном из упражнений стрелять мог только один. Ругались и общались в тех роликах украинцы по-русски, а не на мове.
Большая часть этих неполадок должна была быть устранена силами самих экипажей, причём элементарно – это указано в документации на танки. Но никто ничего не делал, потому что «лучшие» экипажи оказались «слишком умны», чтобы читать документацию и хорошо знать танки. Да и сами украинцы выглядели весьма потешно в выданных им натовцами шлемах и бронежилетах, которые кое-кто из них надел задом наперёд.
Позже выяснилось, что капремонта у Т-84 не было, его никто и не заказывал. Возможно, по документам внутри МО Украины он и прошёл, средства были освоены, но до завода не дошли. Танки, простоявшие без консервационных мероприятий десятилетие под открытым небом, просто оживили методом каннибализации других машин и «отремонтировали» методом дунул-плюнул-подкрасил. Танки к тому же не советского выпуска, а украинского – начала нулевых. Их качество не такое, как у оригинальных Т-80УД. В общем, все оказались хороши.
Танковый небиатлон
Сначала надо сказать, что «Сильная Европа», как и американский «Кубок Салливана», – соревнования, которые сильно отличаются от нашего танкового биатлона. Это в первую очередь взводные командные состязания и тактические соревнования. Отличаются от международного этапа биатлона, который куда больше гонка, потом – меткая стрельба. А тактики и прочих уставных премудростей нет вообще – массовому зрителю неинтересно.
У нас на танковом биатлоне ранее были соревнования по физподготовке, в которых как-то раз китайская команда смогла занять первое место и «вытащила» себя в общем зачёте с достаточно обидной позиции. Была в этот раз спортивная эстафета по скоростной переноске деталей от танка и на SETC. Ещё есть упражнение по вызову артиллерийской поддержки экипажем танка и корректировке артогня. Тоже в общем не самое нужное для танкистов занятие, да и опасное в боевой обстановке. Корректировка действий артиллерии – дело для профессионально подготовленных арткорректировщиков, как правило – офицеров-артиллеристов. Иначе можно даже с помощью новейшей «умной» аппаратуры разведки, целеуказания и корректировки наломать дров.
В целом и наши российские танкисты, и наши танки могли бы выступать на этих евронатовских соревнованиях явно успешнее украинцев. Но нас туда не зовут. А мы зовём натовцев на наш биатлон – в 2014 году американцы собирались приехать. Но удачно подвернулся повод не ехать – операция по возвращению Крыма и события на Донбассе. Тем не менее на своих машинах они могли бы выступить вполне достойно.