Главными новостями Сирии этих дней являются начало генерального наступления на последний и крупнейший анклав «зелёных» в провинции Дамаск – Восточная Гута. А также давно ожидавшееся прибытие новейших истребителей пятого поколения Су-57 (он же Т-50 или ПАК ФА) на главную авиабазу нашей группировки войск Хмеймим. Причём эти события связаны между собой.
Дамасская сталь
Для дальнейшего наступления сирийской армии была выбрана Восточная Гута. Этот анклав, пусть и урезанный за последние годы раза в два, всё равно слишком велик, опасен и близок к столице. Именно из Гуты боевики периодически обстреливают Дамаск из миномётов. В итоге туда перебросили наиболее подготовленные, обстрелянные и мотивированные части, постоянно воевавшие под рукой наших командующих, – дивизия «Силы Тигра» Сухейля аль-Хассана, партийная бригада «БААС», палестинская бригада «Аль-Кудс». Они сосредоточены на восточном фланге. На двух других направлениях действуют гвардейцы и армейские части из 7-й, 9-й, 10-й танковых и элитной 4-й мехдивизии, которой ещё недавно командовал брат Башара Асада Махер Асад, смещённый за слишком сильную ориентацию на Иран.
В район стянули пусковые установки ОТР «Точка-У», РСЗО «Смерч» и «Ураган», много танков и САУ, а также гаубицы «Мста-Б» и тяжёлые огнемётные системы ТОС-1А «Солнцепёк».Для разрушения укреплений и проделывания проходов используют установки разминирования УР-77 «Метеорит», получившие ещё в Чечне прозвище «Горыныч». Замечены и 240-мм буксируемые миномёты М-240. Мины этого калибра особенно хороши против укреплений и заглублённых убежищ, в том числе мины корректируемые.
Операцию назвали «Дамасская сталь». Она началась под мощную артподготовку и десятки авиаударов. Причём впервые массово по Гуте работали и ВКС. Это сразу сказалось на результатах. В первый же день были отбиты несколько населённых пунктов, несмотря на чувствительные и обидные потери. Пока первые линии обороны не будут сломлены, потери будут немалые и бои – тяжкими.
Что будут делать Су-57 в Сирии
В рамках ротации и усиления якобы сильно сокращённой недавно авиагруппировки, за неделю в Сирию прибыли 4 штурмовика Су-25СМ3, 4 истребителя Су-35С и самолёт ДРЛО А-50У. Правда, 4 других истребителя по ротации вернулись на родину. А кроме этого прилетели сначала 2, а потом ещё 2 Су-57, только недавно завершивших 1-й этап госиспытаний (ГСИ). Их экипажи, судя по всему, состоят из испытателей ГЛИЦ ВКС в Ахтубе.
Прибытие ещё не принятого на вооружение самолёта на войну вызвало фурор. Разумеется, на Западе прилёт Су-57 сразу же объявили «предвыборным фарсом с небоеспособным самолётом». К примеру, в американском журнале National Interest Су-57 посчитали «неготовым» ни к противостоянию с вероятным противником в воздухе, ни к боевому применению по земле. Также объявили прилёт «опасным» и наши алармисты – вдруг, мол, самолёт разобьётся и обломки попадут в США. Хочется пройтись по подобным измышлениям.
Нет ничего более ценного в армии, чем боевой опыт. Ради него в советские времена опытную и не принятую на вооружение технику отправляли на войну. Это случилось, к примеру, с Су-25 и Як-38 в Афганистане. Точно так же поступали и поступают и американцы. Так что Су-57 не первый и не последний такой образец, попавший на сирийскую войну.
Раз Су-57 отправили на войну – значит, специалисты достаточно уверены в освоенности их экипажами и техсоставом, а также в надёжности. И в способности их обслуживать на удалённой базе. Это, кстати, будет сложной задачей – самолёт-то революционный. Прилетевшие истребители не разные: состав их оборудования и облик максимально близко приведены к облику серийного истребителя (или к заказанной эскадрилье установочной партии). Они являются «прототипами 2-го этапа» -комплектны, обладают всем составом радиоэлектронных средств и средств защиты. Вот спецпокрытиями против РЛС они могут быть не оснащены.
То, что они летают на двигателях АЛ‑41Ф1, а не на испытываемых «Изд. 30», тоже ничем им не вредит. Тяги на двигателях 1-го этапа столько, что соперничать с этой машиной некому. То, что они прошли 1-й этап ГСИ, означает, что им доводилось применять вооружение из внутренних отсеков и внешних пилонов. Впрочем, что именно Су-57 уже способен применять – сказать сложно. Но уж точно базовый набор ракет «воздух-воздух» (УРВВ), неуправляемое вооружение для наземных целей через известную систему высокоточного бомбометания и что-то из управляемого и корректируемого. Напомним, что в 2 больших отсеках, 2 малых отсеках и на 6 пилонах самолёт способен нести до 10 т вооружения.
Главное – надо проверить, как поведут себя новейшие машины на столь непростом климатически театре. Также они могут отработать действия по наземным целям в составе разведывательно-ударных комплексов под управлением автоматизированной системы боевого управления. Скорее всего – неуправляемыми боеприпасами, возможно также корректируемыми бомбами. Конечно, машины будут беречь по максимуму при такой работе.
Также они могут отработать тренировочные действия парой или звеном по воздушным целям, с применением перспективных систем боевого управления и обмена данными. Работу своих радиолокационных активных и пассивных средств, оптоэлектронных средств обнаружения по воздушным и наземным целям и работу комплексов обороны. Наверняка эти средства не будут применены в полную силу – ряд режимов в мирное время вообще запрещены. Тем более на таком самолёте и подавно все секретно – сейчас он использует малую толику возможностей.
В принципе Су-57 может вообще не использовать активные режимы РЛС – хватит и пассивных режимов,и оптоэлектронных прицельно-навигационных комплексов. Наши военные покажут «супостатам» только то, что захотят сами. Но, очевидно, в том объёме, который заставит крепко задуматься – что же сейчас и позже этот самолёт сможет на полную мощность?