В последнее время панические заявления британских руководителей льются, как пена из пожарного шланга. Глава Штаба обороны (аналог нашего Генштаба) маршал авиации сэр Пич живописал, как Россия при помощи своих глубоководных аппаратов оставит Британию без международной телефонной связи и Интернета. Параноидальную эстафету подхватили министр обороны Гэвин Уильямсон и начальник Генштаба сухопутных войск (по-нашему – Главного штаба СВ) генерал Ник Картер. А что – может, и в самом деле пора захватить Британию, если этого ждут?
Привыкли воевать с папуасами
Генерал Картер заявил, что из-за «агрессивной модернизации» армии России, которую осуществляет Путин, Москва обладает такими боевыми возможностями, каких у Британии нет. Армия Британии, по его словам, «не в состоянии противостоять армии России на поле боя». Но в этом нет ничего нового.
Также Картер заявил о серьёзной угрозе со стороны российских ракет большой дальности. Опасается высокоточных ударов крылатыми ракетами (КР) и баллистическими ракетами (БР). Их применение НАТО наблюдало в ходе сирийской кампании. Также его беспокоит российское превосходство в высокоточной и дальнобойной артиллерии, очень впечатлившей Запад на Донбассе. И средства РЭБ.
Страшные сказки на ночь
Министр обороны сэр Уильямсон и вовсе затмил в ходе выступления великих комиков. Заявил, что Москва «может стать причиной тысяч и тысяч смертей в Британии в случае проведения атаки с целью разрушения объектов инфраструктуры и линий электроснабжения». Доболтался до того, что Россия намерена предпринять такие действия, «которые любая другая нация сочла бы совершенно неприемлемыми».
В интервью газете Telegraph Уильямсон подчеркнул, что Москва-де изучает то, каким образом страна подключена к континентальным энергосетям. Министр заявил, что русские намерены таким образом разрушить её экономику, развалить её инфраструктуру и уничтожить людей.
Дело в том, что Англия использует четыре подводных электросиловых кабеля и три – для природного газа, соединяющих страну с континентом. Они обеспечивают электроэнергией 3 млн домовладений. Уильямсон считает, что наша армия может разрушить эти подводные узлы.
Что нужно сделать на самом деле?
Можно подсказать и более ужасающие сценарии. Например, будучи островным государством, Британия полностью зависит от своих портов, через которые идут весь экспорт и импорт. Несмотря на весьма эффективное сельское хозяйство, страна зависит от поставок многих жизненно важных продуктов.
Эти порты в одночасье могут быть уничтожены тактическим ядерным оружием. Причём не обязательно крылатыми ракетами, а торпедами с ядерными боевыми частями. В том числе подводными беспилотниками «Статус-6». Они подрываются вблизи побережья и накрывают огромные территории и города гигантской волной, смывая всё. Эту идею предложил знаменитый советский физик Андрей Дмитриевич Сахаров, и сегодня она близка к реализации. Не только для обнуления Британии. После применения такого беспилотника продовольствия жителям Лондона вместе с министрами-паникёрами уже не потребуется.
Уничтожение взлётных полос и инфраструктуры основных военных аэродромов тоже не составит большого труда. В итоге оставшиеся голодными британцы побегут через тоннель под Ла-Маншем на континент. Но и его могут заминировать морские диверсанты специальными ядерными минами.
Впрочем, фантазия может разыгрываться и дальше. Благо для её реализации у нас есть всё. И мы бодры и веселы! А вот у английских министров и генералов совершенно скучные лица, предчувствуют, что под распил британский парламент денег им не даст. В нём, похоже, понимают, что русские военные вряд ли захотят захватить страну, где регулярно проводят гей-парады.
Болит отнятое могущество
Почему вообще в Британии происходит этот приступ параноидальной шизофрении среди военных чиновников? Нужны деньги. Остальное британское руководство, очевидно, одержимо фантомными болями. У Южной Кореи болит отрезанная Северная, у Украины – ампутированные Крым и Донбасс. У британцев свербят имперские амбиции. Точнее, уже не имперские. О том, что Британия когда-то была могучей империей, там давно забыли. А вот расставание со статусом великой державы для Лондона проходит болезненно.
Отсюда и постоянные сравнения в военной мощи не с Францией, а с Россией или США. К тому же после начала процесса Брекзита в консервативном правительстве возникла идея «Глобальной Британии». Мол, стране надо чётко определить себя как глобального игрока, Британия должна играть ведущую роль, как минимум, в Европе, в «противостоянии путинской России». В общем распухшее чувство собственной значимости пережимает кому-то сосуды, питающие мозговые центры адекватного восприятия своих возможностей.
Вставная челюсть в аренду у соседа
Какие они – эти возможности? Британские ВС, как и все прочие европейские армии НАТО, за четверть века сократились «до ручки». В парламенте идут очередные баталии на тему сокращения расходов на оборону. Это должно помочь справиться с нехваткой средств в 20 млрд фунтов. Предполагается урезать сухопутные силы на 11 тыс. человек, а морскую пехоту на 2 тыс., списать часть кораблей, самолётов и вертолётов.
С авиацией вообще беда – в прошлом году Великобритания, озабоченная активностью наших субмарин, попросила союзников предоставить свои противолодочные самолёты. Английские СМИ называют этот факт национальным позором. Франция, Германия, США, Канада и даже Норвегия совокупно выделили 17 своих самолётов. Заказать подобные у США нет денег. Американцы просят «всего» по 330 млн фунтов за самолёт. Это цена хорошего фрегата, поэтому парламент сопротивляется.
Меньше пилите, господа
При таких ценах совершенно глупым выглядит сравнение британскими СМИ военных бюджетов России и Британии. В Англии удивляются – чего это, при формально примерно равных (по биржевому курсу) бюджетах у Москвы армия больше 1 млн человек против 150 тыс. в британской? Также русские имеют на порядок больше техники, причём современной. При этом в реальности всё обстоит ещё хуже – британская пресса намеренно занизила параметры ВС РФ, урезав волевым решением численность нашей техники.
Ответ лежит на поверхности – военные бюджеты надо сравнивать по реальной покупательной способности, учитывая совсем иную стоимость вооружений, да и разницу в окладах военных. Господам из ВПК Британии надо меньше «пилить» на вооружении и всём остальном. И всё наладится.
Кстати, насчёт окладов. Британская пресса интересуется, почему у сэра Пича (маршала и главы Штаба обороны) оклад 259 тыс. фунтов.Это вдвое больше,чем у его американского коллеги генерала Данфорда (председателя Объединённого комитета начальников штабов). При этом размеры армий отличаются в 10 раз, а мощь – в 20–25 раз.А если сравнить по этому показателю с российским генералом армии В. Герасимовым?
Поэтому, чем домохозяек пугать, британским генералам надо перестать действовать по принципу алкоголика из советского анекдота. Помните, что он сказал сыну, когда водка подорожала? Это не значит, что он будет меньше пить. Просто сын станет меньше есть.