> «Лошарик» напугал Туманный Альбион - Аргументы Недели

//Армия 13+

«Лошарик» напугал Туманный Альбион

№  () от 20 декабря 2017 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]

Лодка-носитель «Оренбург»

Британская пресса в панике – чрезвычайно важные для международной коммерции и Интернета подводные волоконно-оптические кабели, проложенные по дну морей и океанов возле Англии, могут быть перерезаны подводными аппаратами русского флота. Реальна ли эта угроза? Вполне.

 

Помогите, 
русские идут!

Сама по себе война с чужими кабелями не новость – ещё в Первую мировую англичане резали германские телеграфные кабели, чтобы вынудить тех передавать депеши по радио, которые было легче перехватить и расшифровать. Так была перехвачена «телеграмма Циммермана», после которой США окончательно решили вступить в войну на стороне Антанты. Резали японские кабели и английские минисубмарины во Вторую мировую. Ну а история с прослушиванием американцами при помощи устройства, доставленного специальной подлодкой «Хэлибат», нашего флотского кабеля связи в Охотском море в 1970-х годах и вовсе памятна всем. Тогда США 9 лет считывали секретную информацию, причём не только на этом кабеле. Всё закончилось в 1980 г., когда завербованный КГБ в рядах АНБ агент Пелтон «слил» эту удачную для Шатов операцию. Примерно год американцев кормили по этим кабелям дезой – а потом разом поснимали устройства.

Тем не менее сейчас начальник генштаба ВС Британии Стюарт Пич не смог обойтись без дешёвого пафоса: «Возникла новая опасность для нашего благополучия и образа жизни. Это угроза для кабелей, проложенных по дну наших морей». Через такие кабели осуществляется более 90% международной связи и финансовые операции на 10 триллионов долларов ежедневно. Впрочем, английские СМИ уточняют, что, вполне возможно, российские корабли вовсе не пытаются перерезать кабели, а просто занимаются перехватом информации. Американцы и сами британцы занимаются этим уже очень давно.

В России подводным шпионажем, глубоководными диверсиями и реальной военной наукой занимается ГУГИ – Главное управление глубоководных исследований. Это крайне закрытая и хорошо финансируемая структура ВМФ. Она имеет свой флот надводных исследовательских и океанографических судов, атомных и обычных подлодок спецназначения и подводных аппаратов, в том числе и необитаемых. Так что угроза западным кабелям со стороны флота России куда выше, чем со стороны других стран. Глубоководная компонента у нас развивается очень активно, да и раньше была развита лучше других.

 

Атомные 
глубоководные станции

В нашей стране столь активно развивали военные глубоководные аппараты, что смогли создать то, чего нет ни у кого до сих пор. Это так называемые– атомные глубоководные станции: малые атомные глубоководные субмарины якобы «исследовательского» назначения. Всего их было построено 7 по 4 основным проектам и их вариациям. Практически все они находятся в строю или на модернизации и реконструкции.

Это АГС типа «Нельма» и её усовершенствованный вариант «Палтус», также тип «Кашалот» и наиболее новый и таинственный проект «Калитка», который почти официально зовут «Лошариком». Все эти лодки имеют подводное водоизмещение от 1000 до 2000 т и предельные глубины погружения более одного километра, но относительно небольшие скорости. Исключением является «Лошарик» – считается, что глубина его погружения достигает 6 тыс. м (по другой версии – до 3 тыс. м). Да и назвали его так потому, что вместо цилиндрической формы прочного корпуса он состоит из цепочки шаров, которые способны лучше держать чудовищное давление на таких глубинах.

Все АГС имеют обширный набор средств обнаружения и освещения подводной и донной обстановки – гидроакустические комплексы, в том числе так называемые «звуковизоры». Эти устройства высокого разрешения формируют изображение объекта, в том числе объёмное, в общем, как на 3D-УЗИ. Причём их телекамеры оснащены манипуляторами. Имеется на АГС и оборудование для грузоподъёмных работ или доставки грузов «под брюхом», а также на борту находятся необитаемые подводные аппараты (НПА).

Многочисленные подруливающие устройства делают АГС маневренными, а для постановки на грунт у них есть опоры. Это отличает их от атомных субмарин, которые никогда не ложатся на грунт. Для них это опасно – они только заякориваются над ним. А вот классического вооружения вроде ракет или торпед на них нет. Хотя нельзя исключать наличия мин, в том числе и ядерных. Так что у России имеются обширные возможности для любых пакостей противнику – как в мирное, так и в военное время.

Задействовали АГС и на спасательных работах. В частности, один из «Кашалотов» первый нашёл и обследовал погибший «Курск». А в арктических подводных изысканиях, имеющих политическое, экономическое и военное значение был задействован «Лошарик». Служба на АГС крайне почётна, секретна и высокооплачиваема, а сами эти «малыши» считаются кораблями 1-го ранга. Причём экипаж на них называют гидронавтами, а не подводниками.

 

Подводные «матери» маленьких лодок

Но АГС обладают относительно невысокой автономностью – запасы пищи и воды в маленьких кораблях невелики. Поэтому для выведения их в район работы в составе ГУГИ есть две АПЛ спецназначения «Подмосковье» и «Оренбург». Они способны с пристыкованной под брюхом АГС выдвинуться куда нужно, обеспечить их работу и оборону. Эти лодки переделаны из подводных ракетоносцев.

Также строятся ещё два подводных атомных «спецкрейсера» – «Белгород», перестраиваемый из подводного крейсера с крылатыми ракетами типа «Антей» и «Хабаровск» по новому проекту. Эти два корабля, кроме несения АГС и различных НПА, будут носителями глубоководных скоростных суперторпед «Статус-6». Кстати,«Белгород» после перестройки оказался самой длинной подводной лодкой в истории – порядка 185 м. Он длиннее и гигантской «Акулы», «Подмосковья» и американских лодок «Огайо».

 

 «Статус-6», «Клавесин» и другие

«Статус-6» -гигантская (24 м в длину и калибром 1, 6 м) торпеда с атомным реактором, межконтинентальной дальностью, глубиной хода более 1000 м и 100 узлами скорости. Этот подводный аппарат способен доставить к цели сверхмощное термоядерное устройство или что-то другое. По американским данным, «Статус-6» уже успешно испытывается. Но это не только «оружие Судного дня». Слишком расточительно делать подобное устройство одноразовым и предназначенным только для одной цели.

Также сейчас большое значение в нашей стране приобретают НПА, активно развивающиеся в мире. И надо заметить, что если Россия и отстаёт с подводными беспилотниками, то не так, как с беспилотниками летающими. Для работ на глубинах до 6 тыс. м уже созданы крупные НПА «Клавесин-1Р» и «Клавесин-2Р-ПМ» автономного типа, способные решать большой круг задач по поиску, спасению и изысканиям. Возможно, и для диверсий тоже.

Есть целый ряд аппаратов меньшего размера и для меньших глубин. Хотя используются и иностранные комплексы. В частности, «Пантера плюс», применяемая в спасательных операциях. Значение НПА будет только возрастать – уже разрабатываются и испытываются устройства, способные самостоятельно искать и уничтожать мины, нести охрану акваторий баз, побережья, оборонять сопровождаемую ими подлодку.

 

«Мирные исследователи» с большими возможностями

Из обширного флота надводных судов больше всего известен ныне новый корабль «Янтарь», который успел отметиться около Сирии. Он как раз и работал в районе пролегания кабелей связи в Средиземноморье. Но что он там делал, конечно, неизвестно, но догадаться можно. Сейчас «Янтарь» помогает в поисках погибшей аргентинской лодки «Сан-Хуан». Корабль обладает очень большими возможностями как для шпионажа, так и для научных исследований или для обеспечения действий АГС.

Так что, если вдруг потребовалось бы оставить британцев без Интернета и финансовой информации, то нашему флоту это вполне по силам. Но, с другой стороны, если отрезать англичан от Сети, то нам бы стало скучнее жить. Всё же в последнее время поток нелепой и забавной информации, распространяемой с Туманного Альбиона по всему миру, просто зашкаливает.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте