> Будет ли «Баргузин» пошевеливать американский вал? - Аргументы Недели

//Армия 13+

Будет ли «Баргузин» пошевеливать американский вал?

№  () от 7 декабря 2017 [ «Аргументы Недели » ]

В СМИ появилась информация, впрочем, без ссылки на какой-либо официальный или неанонимный источник о том, что разработка боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) нового поколения «Баргузин» откладывается. Что же такое этот «Баргузин» и что означает такое решение для наших Стратегических ядерных сил (СЯС).

 

Краткий курс истории

Идея размещения ракет дальнего действия на железнодорожной пусковой платформе пришла в голову конструкторам давно. Но применительно к МБР осуществить её на практике смогли только в СССР, создав в 80-е годы прошлого века боевой ракетный комплекс 4-го поколения «Молодец» с железнодорожной модификацией ракет.Нёсшая 10 боевых блоков (ББ) 104-тонная ракета сама по себе была великовата и крупновата для вагона, но советские конструкторы справились с задачей блестяще.

Тем не менее боевая служба железнодорожных «Молодцов» была недолгой. Из 12 поездов с 3 пусковыми установками (ПУ) каждая последний состав был снят с боевого дежурства в 2004 году. В связи с распадом СССР было невозможно продлить сроки эксплуатации твердотопливных ракет, да и действовавшие тогда договорные ограничения не давали эффективно использовать комплекс. А вот американцы так и не смогли довести аналогичный комплекс с ракетой МХ.

Кстати, габариты и вес «Молодца» вынудили создать пусковую, которая, будучи замаскированной под рефрижератор, всё же сильно внешне от него отличалась. Да и поезд с 3 тепловозами и сочетанием якобы пассажирских и рефрижераторных вагонов выглядел подозрительно и ездил только по специально укреплённым путям. Но американцы не были способны выявить даже такой поезд в потоке. Неспособны они к борьбе с ним и сейчас.

 

«Баргузин» как новый виток спирали развития

Почти через 10 лет после передачи последнего «Молодца» в музей в Московском институте теплотехники (МИТ) вернулись к идее БЖРК на новом техническом уровне. Там начали предварительную проработку БЖРК «Баргузин» с поездом из 6 ПУ, составляющим полк.

«Баргузин» должен был избавиться от демаскирующих признаков старого комплекса – ему не нужны 3 тепловоза, сейчас они куда мощнее. У него должны быть стандартно выглядящие вагоны, не требующие усиленных путей. Всё потому, что там должна использоваться созданная на основе семейства «Ярс» ракета массой не более 50 тонн. Она способна доставить 4–6 ББ с совершеннейшим комплексом средств преодоления ПРО. Впрочем, многим идея использования более лёгкой и короткой ракеты на базе «Булавы» с тем же числом ББ представлялась перспективнее. Но, видимо, тут дело в несколько меньшей дальности морской ракеты.

Надо сказать, что сама идея возрождения таких поездов среди представителей промышленности, военной науки и военно-политического руководства всегда вызывала острую дискуссию. Причём аргументация у обеих сторон серьёзная. Дело в том, что нынешний ядерный и обычный потенциал нашего вероятного противника и его возможности таковы, что решение задачи обеспечения глубокого ответного удара силами подвижной группировки СЯС (ПГРК и подводные ракетоносцы) вполне реально и без железнодорожных комплексов. А новый, пусть и унифицированный, комплекс – это и усложнение, и удорожание снабжения и эксплуатации группировки СЯС.

К тому же при нынешних ограничениях договора СНВ-3 на ракетные поезда много зарядов не выделишь – иначе придётся подрезать шахтную группировку или подводников. И всё же несколько лет назад было завершено эскизное проектирование БЖРК, а в прошлом году успешно начаты и бросковые испытания ракеты.

 

Будет или нет?

И вот появились сообщения о том, что разработка якобы отложена. Это очень может быть специально вброшенной дезинформацией, но может оказаться и правдой. Причины этого могут быть следующими.

В «битве тупоконечников и остроконечников» могли победить противники БЖРК, убедившие руководство страны в том, что он пока не нужен. Также нельзя исключать, что никто именно сейчас всерьёз такие поезда ставить на вооружение и не хотел. А предварительная проработка и начальное проектирование были затеяны и распиарены для оказания давления на заокеанских «партнёров».

А вот если договор СНВ-3 в 2021 г. продлён не будет и прикажет всем нам долго жить – то тут ракетные поезда потребуются всерьёз. Это ещё один инструмент развития СЯС по резервной «программе развития в условиях отсутствия договорных ограничений». В любом случае скоро мы узнаем о том, появятся ли БЖРК на вооружении через несколько лет или же срок будет несколько более поздним.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте