Что будет в Сирии после разгрома ИГИЛ
№ () от 15 ноября 2017 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Несмотря на то что с запрещённым в РФ ИГИЛ в Сирии пока окончательно не покончено, кое-кто и в России, и в мире уже начал активно делить шкуру неубитого медведя. А между тем война пока продолжается, да и после неё ещё нужно выиграть послевоенный период.
Последняя столица халифата целиком ещё не взята
Первоначально взятие последней столицы халифата города Абу-Камаль после интенсивных авиационно-ракетных ударов прошло очень быстро. Удары были увесистыми и продолжались несколько дней. Они наносились «Калибрами» с двух неатомных подводных лодок «Великий Новгород» и «Колпино» – было выпущено 9 крылатых ракет (КР). А 6 дальних бомбардировщиков Ту-22М3М сбрасывали каждый день десятки полутонных бомб с применением системы СВП-24-22 «Гефест», обеспечивавшей точное бомбометание. Также Абу-Камаль подвергался массированным ударам артиллерии и РСЗО.
Кстати, подлодки наносили удары КР, не уходя на перезарядку в Севастополь, как было ранее. Дело в том, что в пункте базирования ВМФ Тартус теперь организована перегрузка КР, торпед и прочего боекомплекта. Это очень важно для нормального функционирования средиземноморской оперативной эскадры. Всего, кстати, за время войны «Калибров» надводными и подводными силами флота запущено уже не менее сотни.
В итоге сначала игиловцы покинули город. Тем более сирийские подразделения, а также бойцы «Хезболлы», иранского КСИР и аффилированных с ним структур подошли к нему, совершив рывок вдоль границы. А со стороны Ирака к ним присоединились иракские шиитские формирования проиранского толка. Получился забавный «боевой союз» танков-противников, когда под одними проиранскими жёлтыми флагами мелькали и наши Т-90А и американские М1А1М «Абрамс».
Министерство обороны Сирии, равно как и наше, поспешило объявить о взятии города, но всё оказалось несколько сложнее. Вероятно, произошло следующее – «чёрные» и правда сбежали, но, видя, что в заминированный город войска заходить не спешат, часть сил вернули. Так что сейчас в Абу-Камале ещё идут бои. Принципиально это ничего не меняет – как вернулись, так и вылетят обратно, если, конечно, уцелеют.
История о «гуманизме» американцев
Интересно то, что «чёрные» сбежали из столицы не куда-нибудь, а именно к курдам из так называемых проамериканских Демократических сил Сирии (SDF). Причём, пытаясь помешать их уничтожению на марше, американские самолёты входили в зоны работы нашей авиации. Помешать не вышло, но факт защиты «мирных» бородачей весьма показателен. Очевидно, американцы планировали сами «взять» город силами SDF. На деле «чёрные» просто чуть укоротили бы свои бороды, убрали бы флаги ИГИЛ и объявили бы себя арабскими формированиями SDF. Такое уже случалось не раз.
Министерство обороны России, рассказывая о бегстве «чёрных» к курдам, допустило нелепую ошибку – вместо реальных фотографий с беспилотника кто-то «умный» проиллюстрировал сообщение об этом кадрами из компьютерной игры. Такой ляп вызвал как огромное внимание к этой новости, так и вал шуток и издевательств. Кадры быстро заменили на настоящие, сотрудника, допустившего ошибку, нашли. Наверняка его накажут. Интересно, что американцы сразу же начали оправдываться, мол, они не бомбили «чёрных», потому что им мешали Женевские конвенции. Ну и ну – США вдруг стали гуманистами!
Ничего ещё не закончилось
Некоторые наши ни за что не отвечающие «говорящие головы» уже решили, что война закончилась и пора зачем-то «выводить войска» или, как минимум, их часть. Во-первых, мы в Сирии надолго, возможно, навсегда. И ни авиации, ни флота, ни сил ПВО, ни наземных войск убирать оттуда не будем. Хотя идёт ротация, возможны изменения по составу сил и средств. Но Сирия – слишком важный регион, и межвидовая группировка там позволяет не только прикрыть союзника, но и взять за горло кого угодно в Восточном Средиземноморье, рядом с Суэцким каналом и Дарданеллами.
Во-вторых, даже если война с «чёрными» закончится, то сами террористы не закончатся. Далеко не все, кто воевал в ИГИЛ, поспешат уехать «на джихад» в другие страны, податься в Европу «беженцами» или перекраситься в SDF. После войны следует ждать волны терактов, минирования дорог, захватов заложников и нападения банд в застройке или из пустыни на населённые пункты. Более того, всплеск терактов там начался. Всё это мы проходили и успешно преодолели в Чечне, так что нам есть чем помочь сирийцам и подучить их.
В-третьих, остаются ещё боевики в Идлибе, и не только там. Их тоже придётся уничтожать. Уже сейчас наши ВКС переносят «фокус» на Идлиб и Северную Хаму, нанося удары сотнями. А вслед за ними последует и наступление.
Четвёртое – предстоит ещё решить вопрос с SDF и вообще с курдами. И хорошо ещё, если до них дойдёт, что в Сирии с ними может случиться ещё большая беда, чем недавно в Ираке.
Ну и пятое – в Сирии сейчас есть подразделения спецназа США, пусть и немногочисленные (порядка 1000–1500 чел.), но имеются. Также турки, которые находятся там с нашего и иранского ведома. Для того чтобы гости не засиживались и не наглели, нужна опять же мощь армии России. А ещё рядом находится Израиль, который сам по себе – одна большая проблема.
Хотя стоит отметить, что признаком приближающейся победы и окончания активной фазы гражданской войны служит новость о скором массовом призыве в армию Сирии. Власти объявили о внесении поправок в закон о военной службе, в соответствии с которым все мужчины, числившиеся в резерве или ещё не служившие, будут должны пройти службу в сирийской армии. Все лица, не пригодные к службе в армии по здоровью, должны будут ещё раз пройти медкомиссию. Не пойдут служить единственные дети в семье или те, кто не хочет, но способен оплатить 8 тыс. долларов откупного в казну или же 200 долларов за каждый год отсрочки.
Клуб по интересам в Сирии
Об Израиле надо сказать отдельно. Его «бубновый интерес» в Сирии в том, чтобы наиболее антиизраильские силы или не находились в этой стране вообще, или были размещены подальше от границ. Речь об Иране, проиранской «Хезболле» и прочих формированиях. Но если ливанская «Хезболла» в Сирии присутствует ограниченно, то Иран усиленно запускают слухи то о своей военно-морской базе в Сирии, то о военной базе под Дамаском.
Израиль пытается вмешаться в обсуждение режима зоны деэскалации на юго-западе Сирии, но в Москве их вежливо выслушивают и не более. А на днях высокопоставленный представитель Госдепа США, комментируя подписанный 8 ноября трёхсторонний меморандум России, США и Иордании, заявил, что Россия якобы обязалась убедить уйти иранские и проиранские силы с юго-запада Сирии. Что тут же вызвало вопросы – зачем нам это делать?
С одной стороны, заслуги Ирана в деле помощи Сирии несомненны и свои интересы в дружеской Сирии у Тегерана вполне законны. С другой стороны, вся иранская помощь лишь отсрочивала поражение, и только армия России быстро и эффективно переломила ситуацию и привела Дамаск к близкой победе. Конечно, вместе с иранскими и иракскими и прочими союзниками вроде тех же китайцев или египтян. Потому для России важно, чтобы влияние Москвы на послевоенный Дамаск было определяющим.
В интересах Москвы немножечко ограничивать иранское влияние и делать так, чтобы оно не привело к новой большой войне в регионе. Причём оказывая давление и на Израиль в том числе. Появление российских подразделений ПВО, усиление и интеграция сирийской ПВО и прочие меры отучают ВВС Израиля от безнаказанного пиратства в сирийском небе.
Сейчас активно муссируются слухи об очередной ливано-израильской войне. Однако понятно, что в ходе конфликта с ливанской «Хезболлой» Израиль понесёт значительные потери. Израильтянам стоит задуматься, а надо ли стремиться повторить войну 2006 года, в которой ЦАХАЛ, по сути, потерпел поражение.
Так что в интересах РФ не удалять из юго-западной Сирии проиранские и иранские силы, а ограничивать их опасную самодеятельность в зоне у границы и не доводить ситуацию до кризисной. Впрочем, глава МИД С. Лавров уже заявил, что Москва никаких обязательств по удалению иранцев из Сирии или части Сирии на себя не брала. И вообще, мол, иранцы, как и россияне, находятся в стране легально, а вот американцы – нет. Впрочем, в Израиле, всё же понимают, что с Россией не стоит пересекаться на узкой дорожке. Москва тоже заинтересована в сотрудничестве с Израилем по многим проектам, потому склонна остужать горячие головы в Иране и Сирии.