Бундесвер готовится к войне будущего с Россией
№ () от 1 ноября 2017 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Тема ведения боевых действий против России стала очень популярна на Западе. На днях решил подхватить факел участника «спецолимпиады для альтернативно одарённых» и немецкий бундесвер. Документ, предназначенный для депутатов бундестага, называется «Как будет происходить наземное сражение будущего?». Что же там написано и насколько это соотносится с нашей реальностью?
Легко узнаваемый неизвестный противник
В документе авторы пытаются показать, чем и как должна быть оснащена германская армия для успешного противостояния потенциальному противнику в будущем. Противника прямо не называют, но догадаться, кто бы это мог быть, – несложно. Например, характеристики систем ПВО указывают именно на Россию – более 400 км дальности зенитно-ракетных систем, как у наших ЗРС С‑400 и С-300В4. Правда, скоро на вооружении нашей армии будет и комплекс С‑500, имеющийболее 600 км дальности.
Также в материале описывается сценарий нападения этого таинственного противника на «балтийских нанотигров» – как свежо, какой нетрадиционный ход! На Западе так уверились в том, что Москва обязательно нападёт на эти страны, но почему-то никто так и не ответил – зачем? По сценарию война начинается с «медиакампании дезинформации со стороны противника» – надо понимать, в стиле немецкой прессы. Ну и операциями войск спецназа, куда же без них.
Поэтому сразу очень хочется поинтересоваться у немцев – вам предыдущих войн с русскими было мало?
Выводы разумные
В целом, изучая действия ВС РФ в последних военных операциях и кампаниях, в бундесвере пришли к похожим с американцами выводам. Немцы считают, что влияние западной авиации в вероятном конфликте высокой интенсивности с этой самой неназванной супердержавой будет сведено к минимуму. Она потеряет свою роль из-за крайне высокой эффективности ПВО противника и его авиации. Даже борьба за подавление ПВО бессмысленна, как и за господство в воздухе, без которого американцы и НАТО вообще не начинали ничего ни в одном из конфликтов.
Российские ЗРК и ЗРС надёжны и обладают высокими характеристиками, а ПВО построена как интегрированная и многоуровневая система. Причём в будущем ситуация для их противников станет только хуже: затраты по подавлению такой ПВО и вообще завоеванию господства в воздухе будут огромными, а результат может быть не достигнут вообще. Поэтому вместо авиации в качестве главного средства поражения авторы предполагают использовать дальнобойные огневые системы: артиллерию, РСЗО и ракеты, в том числе морского базирования.
При этом они же как на одну из главных опасностей указывают на артиллерию и ракетные войска противника, действующие в тесной спайке с современными средствами разведки. В том числе БПЛА различных типов. По их мнению, катастрофа украинской армии на Донбассе случилась потому, что массово применяемые беспилотники отслеживали любые действия и перемещения украинцев и тут же передавали информацию артиллерии – САУ, буксируемым гаубицам и РСЗО, оснащённым различными боеприпасами. Среди которых могли быть кассетные, самоприцеливающиеся или самонаводящиеся боевые элементы (СПБЭ/СНБЭ), смертельно опасные для бронетехники. Но даже обычными «глупыми» средствами поражения достигался отличный результат – ведь РСЗО применялись массово.
По сути, немцы описывают то, что у нас называется «замкнутым разведывательно-огневым контуром» или даже многоконтурной системой. В этом случае средства разведки различного базирования и подчинения объединены с артиллерийскими, авиационными и всеми прочими системами поражения в единый контур. При этом в докладе указывается, что БПЛА в будущей войне будут эффективны и как средство ослепления, то есть носители аппаратуры помех.
В итоге авторы заключают, что бундесверу нечего противопоставить противнику в подобной войне – сам он так воевать не в состоянии. В Германии вообще по отношению к военным имеется своеобразный «геноцид» со стороны «зелёных» в бундестаге. Немецким танкистам даже недоступны танковые бронебойные подкалиберные снаряды из обеднённого урана и его сплавов, имеющиеся и у американцев, и у русских. Правда, у нас их в мирное время почти не используют.
Видимо, поэтому авторы доклада считают, что германским танкам следует избегать прямых столкновений с русскими танками. И вообще передвигаться и воевать небольшими группами, чтобы избежать ударов кассетными боеприпасами. Чтобы как-то противостоять российской технике, немецкие танки надо оснастить динамической защитой и комплексами активной защиты. Вероятно, эти выводы появились также на основании сокрушительного фиаско, которое потерпели турецкие «Леопарды-2А4» в Сирии. Правда, там не только танки виноваты, но и дуралеи, которые их вели в бой.
И выводы странные
Авторы доклада уверены, что конфликт высокой интенсивности с таким противником будет сопровождаться и высокой интенсивностью потерь. Батальон или несколько могут погибнуть за считаные минуты. Но у бундесвера нет столько солдат, численность сухопутных войск – меньше 60 тыс. человек. Отсюда делаются достаточно своеобразные выводы.
Мол, бундесверу надо как можно больше вводить в строй военные робототехнические комплексы (РТК) различного назначения, а также БПЛА разных типов – ударные, разведывательные, постановщики помех, причём разной размерности. Авторы считают, что особенно важно иметь малоразмерную «электронную мошкару» – микро-БПЛА.
Якобы такие аппараты смогут ослеплять системы наведения оружия, например, танковые прицелы, средства артиллерийской разведки и прочее. Не очень понятно, как именно – если ставить помехи, то малые аппараты не могут нести мощную аппаратуру. Даже их массовое применение не очень тут поможет – тысяча муравьёв не сильнее одного слона.
Если вести речь об ударных средствах, то и тут не всё однозначно. Дело в том, что чем меньше беспилотник или ракета, тем сложнее его защитить как от средств РЭБ, так и от оружия на основе взрывомагнитных генераторов электромагнитных импульсов (ЭМИ). Оно сжигает и портит электронику. Так что, как раз микро-БПЛА чрезвычайно уязвимы.
Даже если защиту можно сделать технически, то экономически это совершенно невыгодно. «Мошкара» может быть массовой, только если будет дешёвой. В общем такие аппараты и их массовое использование против высокотехнологичной армии возможны разве что против малых групп разведчиков или ещё в каких-то действиях низкой интенсивности. А в серьёзной войне это всё быстренько осыпется мёртвой электронной падалью. Так что зря немцы уповают на полчища микро-БПЛА разного назначения.
Сходные мысли
В то же время немцы пришли к сходным выводам и с российскими военными в отношении роботов на поле боя. У нас тоже массированно разрабатываются различные боевые РТК поля боя – от крошечных до танка-робота на базе «Арматы». И выводы те же – новых солдат женщины быстро не нарожают и вырастут они небыстро, потому роботами воевать дешевле для страны. Но почему-то немцы считают, что особенно важно создание роботов-минёров и деминёров. Мол, только массированными минными постановками можно остановить такого противника, как армия России. Это вряд ли. Минное оружие остановить нормальную армию не может, оно может её только задержать.
Так что если забыть про то, что германское руководство портит отношения с Москвой в угоду Вашингтону и рассуждает о «сдерживании российской агрессии», то немецких военных следовало бы даже пожалеть. Даже пожелать им расстаться с дурацкими мыслями о том, что война с Россией закончится как-то иначе, кроме полного поражения. Как обычно.
Блеск и нищета
Весной был опубликован доклад на тему технического состояния техники бундесвера. Из 176 танков в линейных батальонах боеготовны 132. Из 142 БТР «Боксёр» – 102, из 48 новых БМП «Пума» – 23, из 60 САУ PzH2000 – 41. Из 27 ударных вертолётов «Тигр» – 12технически исправны, из 10 ЗРК «Пэтриот» – 6. С авиацией вообще плохо дело – из 79 новых истребителей «Тайфун» в воздух могут подняться 41. Более-менее идут дела на флоте, если не считать ужасных показателей у подводников. Наследники «папаши Денница» буквально на днях поломали винт на подводной лодке U35. В итоге из 6 лодок проекта 212А в строю сейчас – ни одной.