Как Америка собирается воевать с Россией
№ () от 4 октября 2017 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Недавно в Она посвящена «методам ведения гибридной войны, используемым Росси- ей». Написали сей чудной труд военные из «Группы по асимметричной войне Армии США», то есть сухопутных войск. Надо сказать, весьма любопытное вышло чтиво
Непрофесси ональный труд от профессионалов
После прочтения этого труда нелегко вновь относиться к американским военным как к серьёзным профессионалам – уж больно непрофессиональное вышло пособие. Хотя местами попадаются интересные мысли, но перлов куда больше. Это при том, что писали его не какие-то сказочники-аналитики, а военные с базы в Форт-Миде под руководством некоего капитана О'Брайена.
Методичка начинается с описания некоей «доктрины Герасимова».В ней якобы говорится о том, как вести гибридные войны. Но дело в том, что начальник Генштаба генерал армии Герасимов описывал в одной своей известной статье не методы ведения такой войны Россией, а то, как она будет вестись против России странами НАТО.
Силы гибридной войны
В 68-страничном документе есть и описание типичных «сил гибридной войны» России в зоне конфликта. Они состоят из сил армейского спецназа и ССО (причём про страшный Spetsnaz традиционно пишут немало – вот что значит – репутация) с поддержкой средств разведки и поражения регулярной армии; советников и командиров из кадровых военных в местных формированиях; самих местных вооружённых формирований с «отпускниками» из кадровых или бывших военнослужащих. Не забыты и частные военные компании – ЧВК. Причём описаны крупнейшие русские ЧВК.
Однако, по сути, американцы в той же Сирии используют почти такое же сочетание сил и средств, только в роли «местных формирований» у них выступают курды, боевики оппозиции и бандиты запрещённого в России ИГИЛ. В методичке особо подчёркивается, что подконтрольные русским местные формирования вполне могут быть вооружены тяжёлым оружием и хорошо подготовлены.
Школьные познания про армию России
Описывая состояние нашей армии, авторы делают это совершенно бессистемно, с уровнем знаний школьника. В России, оказывается, танки «серии Т-90», «серии Т-80» и «серии Т72» с почти одинаковыми характеристиками и без разных модификаций. Зато наша пехота ездит только на БМП-3М, которые начали поставлять только в этом году. Причём у БМП-3 из состава вооружения пропала 30‑мм пушка. Зато в качестве БТР у нас есть только БТР-90, работы над которым прекращены десятилетие назад.
Оргштатные структуры подразделений ВС РФ приведены тоже с массой ошибок в численности личного состава или числа техники. Так, в танковом батальоне у американских «экспертов» вышло 30 танков, хотя их не менее 32, а бывает и по 42.
Российские средства ПВО описаны на уровне бульварной прессы. Например, на вооружении нашей армии появился С‑300ВМ, который на самом деле поставляется только на экспорт. Зато пропали и С-300В и В4 и различные С-300ПС/ПМ1/ПМ2. Такая же беда случилась и с «Буками», и со многим другим.
При этом постоянно говорится о том, что ПВО не позволят действовать американской армии в привычных условиях. Военным США надо привыкать к тому, что самолёты и БПЛА в небе над ними будут, скорее всего, не американские, как обычно, а противника. При этом для успокоения нервов утверждается, что новейших средств ПВО мало и они есть не везде. Придётся разочаровать – их уже не просто много, а куда больше, чем в армии США.
Та же история про системы РЭБ – их оценивают чрезвычайно высоко, ссылаясь на опыт применения в конфликтах и учениях недавнего времени. Но описывают очень фрагментарно – несколько систем с ошибками. И тут же пишут, что и этих систем очень мало. В реальности вполне современных комплексов РЭБ, начиная от уровня батальона, хватает. Такое ощущение, что надо было хоть как-то пнуть армию России, а правда этот или нет – разве важно?
Все страхи мира
Авторы очень опасаются и ПВО, и РЭБ, и артиллерии ВС РФ. Пишут о том, что американская армия не подготовлена к войне со сколько-нибудь серьёзным противником, а только с повстанцами. Мол, надо привыкать и морально готовиться к огромным потерям и к огромному числу раненых. К тому, что за ними не прилетит по первому требованию вертолёт, так как его собьют. И не придёт санитарная машина – попадёт под артиллерию.
Артиллерии американцы вообще очень боятся. Рассказывают о том, что её очень много и она хорошо подготовлена и тактически действует очень разнообразно. Обладает современными АСУ, различными высокоточными и кассетными снарядами и ракетами с самонаводящимися и самоприцеливающимися элементами. Объединена в действующие и испытанные на войне разведывательно-огневые замкнутые контуры. Но внезапно «не очень точна» (со всем перечисленным-то), но «компенсирует это массированным применением».
Такое ощущение, что кусками текст утащили из методичек времён 1950-х годов. При этом командирам и офицерам советуют учиться закапываться, рассредоточиваться, маскироваться, прятать штабы, поменьше сидеть на связи с вышестоящими органами и разведкой – а то быстро накроют. Этот совет, в общем, правильный.
РЭБ американцы опасаются настолько, что советуют привыкать к автономному режиму и отсутствию связи с командованием, с разведкой. И вообще советуют забыть про GPS, который заглушат. Нужно вспоминать, как ориентироваться по компасу, солнцу, бумажной, а не электронной карте. В городе – по спутниковым тарелкам на домах. Странно, что по моху и муравейникам не посоветовали – может, не знают про это, в бойскаутах не рассказывали?
Очень опасаются американцы снайперской войны. Дескать, у русских действуют целые группы и взводы подготовленных снайперов. Точно так же пишут о минной войне – угроза совсем иного уровня, нежели привычная минная война в Ираке или Афганистане. Правильно опасаются – в области минного оружия с Россией тягаться сложно.
Разумеется, не обошлось и без русских хакеров, кампаний по дезинформации, информационных войн, полчищ кремлёвских ботов в «Твиттере» и прочих соцсетях. И даже страшных эсэмэсок, которые якобы рассылаются русскими несчастным украинским карателям. Вот про боевых пранкеров упомянуть забыли.
Сборник перлов
Лучшим перлом можно признать рассказ о том, что ввиду якобы низкой выучки личного состава армия России постоянно стремится заменить человека автоматикой или роботами. В качестве примера приводятся автоматы и механизмы заряжания (АЗ и МЗ) наших танков. То есть крайне сложной и интеллектуальной работе заряжающего можно обучить только «интеллектуала» Джона из Чикаго, но никак не «дикаря» Васю из Урюпинска. Вот подлые русские и придумали АЗ/МЗ! Кстати, американцы сами обильно окучивают «грядку» боевых наземных роботов. Но кто виноват, что в России действительно серьёзные боевые наземные робототехнические комплексы появились раньше? И скоро их ждёт ещё больше сюрпризов в этой области – лучше терять роботов, чем людей.
Про низкую выучку солдат-срочников авторы пишут регулярно, как и про низкую мотивацию. Очевидно, это почерпнуто из украинских сказок, в которых срочники толпами отказываются ехать на Донбасс. Но упоминают о резком повышении доли контрактников в армии. Ещё из недостатков придумали «слабое маневрирование войсками».
А ещё русские «нечувствительны к людским потерям» – заваливают поле боя трупами. Прямо как в пасквилях про ВОВ от разных беглых предателей. Но это как-то не сочетается с плохой мотивацией. Зато русские чувствительны к потерям техники и ресурсов – а это как сочетается со стремлением к роботизации и механизации?
А ещё у русских очень сильно ограничена инициатива низовых подразделений – невозможно вызвать огневую поддержку «снизу» по выявленным целям. Но как это сочетается с разведывательно-огневыми контурами?
Также у нас, оказывается, выдаётся мало патронов (в карауле в мирное время, очевидно). И ленты пулемётные долго перезаряжать – имеется в виду, что США в основном используют фабричные ленты в пластиковых упаковках. А «тупые русские» используют «машинку системы Ракова» – мясорубку для патронов. Ей можно снаряжать ленту достаточно быстро и сколько угодно раз. Но что делать, если у «солдат свободы» коробки с лентами закончатся?
Выводы
Данное руководство показывает, что американцы понимают, что серьёзный конфликт с Россией даже без применения ядерного оружия грозит для них разгромом. Тем не менее они не исключают возможности вступления в прокси-конфликт с Россией и её союзниками. То есть войну чужими руками с обеих сторон и руками ограниченных контингентов, присутствие которых может отрицаться. Правда, они очень опасаются подобного сценария. Словом, документ показывает, что его авторы слепили халтуру – самое время потребовать вернуть заплаченные за работу деньги. Пока их не пропили.