Большие манёвры кораблей ВМФ России и Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая завершены. Две смешанные тактические группы под командованием начальника штаба соединения капитана 1-го ранга Дмитрия Пашинюка и заместителя командира бригады старшего капитана 1-го ранга Ли Вэйдуна в полном объёме отработали все учебные эпизоды намеченной программы.
Успешно выполнены поиск подводной лодки и стрельбы по ней из ракетно-бомбовых установок, торпедная атака против отряда кораблей с условным применением оружия, артиллерийские стрельбы по морским и воздушным целям, другие боевые упражнения. С участием морских пехотинцев и авиаторов обеих стран блестяще проведена операция по задержанию двух условных судов-нарушителей. «Морское взаимодействие-2017» завершилось церемонией прощания отрядов кораблей. Идя в кильватерном строю на встречных курсах, они благодарили друг друга за качественно выполненную совместную боевую работу.
Об одном из эпизодов учения расскажем отдельно, поскольку он стал, по оценке организаторов, как основной, исторический в сотрудничестве двух военных флотов.
Пока во Владивостоке ещё шло прощание с гостями из Поднебесной, боевые корабли и вспомогательные суда Тихоокеанского флота уже занимали позиции в заданном районе залива Петра Великого. Первым на месте предстоящей учебной операции отработал гидрографический катер «БГК-2151». С помощью своих приборов он обследовал грунт на дне, где должна лечь дизельная «варшавянка», выявив отсутствие посторонних предметов.
Чтобы найти «аварийный» корабль, роль которой исполняла подлодка «Краснокаменск», в район учения подошли спасательные суда «Игорь Белоусов» и «Чандао». Погода явно сопутствовала участникам этого эпизода учения: чистое небо, лёгкий ветерок, почти спокойная гладь моря. Далеко на горизонте – гвардейский ракетный крейсер «Варяг», большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц», эсминец «Ши Цзячжуан», сторожевой корабль «Да Цин», судно комплексного снабжения «Дун Пинху». Совсем рядом – малый противолодочный корабль, обеспечивающий охрану этого района.
Заранее получив разведданные о местонахождении подлодки от отряда поиска, специалисты российского спасателя дополнительно обследовали её комплексом многолучевых эхолотов. Результат наяву: «аварийный» борт уже отражается на одном из мониторов ходового мостика. Значит, можно приступать к спасанию личного состава с помощью новейшего глубоководного аппарата «АС-40». Его возможности на уровне фантастики: спуск на глубину до 800 метров, вывод с аварийного объекта не менее 22 членов экипажа.
Спасательное судно ТОФ«Игорь Белоусов»
Когда на борт «Игоря Белоусова» высаживается с катера «Ураган» группа старших офицеров во главе с заместителями главкомов ВМФ РФ и ВМС КНР вице-адмиралами Александром Федотенковым и Тянь Чжуном, оно занимает позицию на левом траверсе. СС «Чандао» держится правее; ему предстоит действовать во вторую очередь. Пока заместитель командующего ТОФ вице-адмирал Андрей Рябухин докладывает руководителям объединённого штаба учений о предварительно проделанной работе, метеоусловиях и гидрологии моря, штурман старший лейтенант Александр Байгузин всё внимание сосредоточивает на планшете подводной обстановки. Уже известны пеленг и дистанция до «аварийного» объекта (лодка лежит на глубине почти 60 метров), с ним установлена звукоподводная связь, по правому борту открыт эллинг для спуска аппарата.
За выносным пультом управления батискафом действует помощник командира капитан-лейтенант Анатолий Земляной. «АС-40» – своего рода малая подводная лодка – плавно опускается на воду. Экипаж в составе пяти моряков (в реальной обстановке их трое - прим. авт.) скоро занимает свои места. Отход от борта!
- До точки спуска к подводной лодке – сто метров, – докладывает вахтенный офицер.
Спуск! На глубине 10 метров батискаф замирает: в ходе дифферентовки нужно уравняться в воде, а потом продолжить движение к объекту, который обозначает своё местоположение выстрелом сигнальной ракеты. Впрочем, и сам «АС-40» оснащён спецоборудованием, позволяющим произвести допоиск подлодки, лежащей на грунте, телевизионными средствами оценить состояние комингс-площадки для дальнейшей стыковки при посадке на неё.
Пройдя все намеченные этапы, экипаж глубоководного аппарата приступает к спасательной работе. В этот раз подводники не выводятся из отсеков, поскольку «Краснокаменск» должен сразу после отработки «аварийного» эпизода следовать в новый район учения. Вместо них в батискаф передаётся груз, и он медленно поднимается на морскую поверхность…
По мнению начальника службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России капитана 1-го ранга Дмитрия Шайхутдинова, поставленная задача спасателям выполнена на «отлично».
- «Игорь Белоусов» - самое современное спасательное судно на нашем флоте, не хуже, чем у иностранцев, - добавляет он. – В реальной обстановке его «АС-40» способен самостоятельно выводить людей из отсеков с повышенным давлением, откачивать воду из аварийной лодки. Мы имели подобный опыт оказания помощи подводникам других стран в 2005, 2008, 2010 годах. Со временем же совершенствуем свою технику, действия экипажей, руководящие документы. Этому судну, принятому в состав ТОФ всего год назад, во время перехода из Балтийска во Владивосток довелось поработать на месте крушения самолёта Ан-32 ВВС Индии. А сегодня мы впервые в истории отрабатываем такой эпизод с моряками Китая. Цель – убедиться в том, что и у коллег оборудование приспособлено к нашему, при необходимости можем действовать сообща в море.
C высочайшей ответственностью отнеслись к спасательной операции и на «Чандао». Здесь глубоководный аппарат «Элар-7» находится на юте. Члены его экипажа в синих костюмах, подтянутые, сосредоточенные, поднимались по трапу в свой батискаф, который позже специальный кран опустил на воду. А более часа спустя, уже в вечернем закате, китайских моряков встречали на борту судна как героев! Благодаря их за успешно выполненное задание, адмиралы лично пожали руку каждого.
- Мы уделяем очень большое внимание безопасности службы на подводных лодках, – рассказал корреспонденту «АН» руководитель поисково-спасательной службы ВМС НОАК старший полковник Чжэнь Хао. – У нас на подводном флоте, к счастью, не было аварий, сопряжённых с трагическим концом, однако спасатели постоянно тренируются, используя новейшую технику, чтобы в случае необходимости спасти людей. Есть определённая разница между нашим аппаратом «LR-7», который может опуститься на глубину до пятисот метров и спасти разом восемнадцать человек, с вашим, но при его создании принимались стандарты, позволяющие работать не только с отечественными лодками. Мы удовлетворены совместными результатами взаимодействия с российскими спасателями.
Компетентно
- В ходе совместной работы офицеры обеих стран проявили исключительную оперативную совместимость, взаимопонимание, – отметил вице-адмирал Александр Федотенков плодотворную тактическую и базовую подготовку участников перед активной фазой учения. – В итоге наше «Морское взаимодействие» прошло на должном уровне.
По мнению вице-адмирала Тянь Чжуна, благодаря усилиям руководства двух стран продолжает наращиваться стратегическое партнёрство, что, несомненно, сказывается на укреплении дружбы обоих народов.
- Достигнутые результаты в береговой части учения, бодрый боевой дух позволили нам качественно выполнить и высокоточную операцию по оказанию помощи экипажу условно аварийной подводной лодки, решить все намеченные задачи в море, – заявил китайский адмирал. – Если раньше на подобных учениях мы отрабатывали совместимость средств связи, подстраивались друг к другу в разрешении тех или иных вопросов, то ныне во всём ощущается слаженность, каждая задача предельно ясна.
Константин ЛОБКОВ
Фото автора
Японское море – Владивосток