В США есть плохая традиция – даже самый миролюбивый кандидат, став президентом, обязательно втягивает свою страну в военную авантюру. Так происходило с Кеннеди, Рейганом, старшим и младшим Бушами и Обамой. Трампа тоже активно пытаются втянуть в войну с Ираном или КНДР. На этой неделе из Вашингтона в адрес Пхеньяна последовали резкие заявления, нацеленные также на Китай.
На днях г-н Трамп предупредил о готовности предпринять односторонние действия по устранению ядерной угрозы со стороны КНДР, если Китай не умиротворит эту страну. Отвечая на вопрос, будет ли он рассматривать «большую сделку», которая предполагает давление Пекина на Пхеньян в обмен на гарантии, что США позднее выведут свои войска с Корейского полуострова, Трамп заявил: «Если Китай не собирается решать проблему Северной Кореи, мы займёмся ею сами».
Также устами одного из чиновников администрации было сказано, чего опасаются американцы: «Существует реальная вероятность того, что КНДР будет способна нанести по США ядерный удар к концу первого срока президентства Трампа». Поэтому Белый дом и предлагает Китаю самому как-то решить эту проблему, грозя суровыми мерами.
Интересно, правда ли в Вашингтоне считают, что кто-то откажется от ракетно-ядерного потенциала в обмен на некие обещания «вывести потом» аж целых 28 тыс. военных? Причём реальных боевых частей из них только бронетанковая бригада по ротации из США, дивизионная артгруппа, бригада армейской авиации и части обеспечения. Именно до такого состояния американцы сократилисвою 8-ю полевую армию, основная часть которой теперь базируется дома. На фоне 700-тысячной армии Южной Кореи это просто мелочи. Менять на это свой ракетно-ядерный потенциал не стал бы даже северокорейский аналог Горбачёва, которого там даже нет.
В общем налицо очередная попытка покерного блефа. Точно так же России предлагали поменять никому не нужную отмену санкций на очередное сокращение стратегических ядерных сил (СЯС) и на переговоры по сокращению тактического ядерного оружия (ТЯО). Или на «сброс оборотов» в развитии военно-политического альянса с КНР. Китайцам тоже предлагается нечто подобное. Но ответ Пекина, похоже, будет таким же, как и Москвы на призывы повлиять на ДНР и ЛНР: «Наше влияние небезгранично, отстаньте от нас, договаривайтесь сами».
Крепкий и упёртый орешек
Что до обещаний Вашингтона «разобраться самим» с ракетно-ядерным потенциалом КНДР, то Трампу нужно более трезво оценивать свои силы и возможности. А также адекватнее оценивать противника. Дело в том, что представление о КНДР и КНА (Корейской народной армии) как об огромной толпе вооружённых старьём плохо обученных и плохо экипированных людей не соответствует действительности.
Начнём с мифа о плохой обученности. Несмотря на сокращение сроков срочной службы КНА с 5–7 и даже 12 лет (например, в спецназе) до 3–5 и 7 лет, это куда больше, чем выслуживает среднестатистический контрактник, к примеру, в европейских армиях или США. Там значительная часть бойцов «сваливает» после первого контракта. Боевая подготовка в армии Северной Кореи основательная, а корейцы по своей натуре очень хорошо обучаемы.
Кроме этого КНДР в значительной степени способна обеспечить себя вооружением собственных разработки и производства. Там построено 17 заводов по производству огнестрельного оружия и артиллерии, 35 заводов по производству боеприпасов, 5 заводов по производству танков и бронетехники, множество ракетных предприятий и так далее. Свыше 180 оборонных предприятий находятся под землёй в горных районах. Только танков в год корейцы производят порядка 200 – сравнимый выпуск в мире есть только у РФ или Китая.
Оружие некаменного века
Среди производимого в КНДР вооружения есть не только устаревшее. Правда, из-за повышенной секретности мы часто не знаем точных индексов и названий этих образцов. Их присваивают условно. В последние годы там серийно выпускается и составляет основу ПВО ЗРК большой дальности KN-06, выполненный «по мотивам» С-300 с дальностью до 120–150 км. Говорят, что в некоторой степени он сравним с ранними версиями наших комплексов С-300ПТ. Есть у корейцев и свой аналог «Печоры-2М» – модернизации ЗРК С-125, активно продаваемой Россией по миру.
Выпускаемые в КНДР танки типа «Сонгун-915» или «Чонма-416» стали оснащаться лазерными дальномерами, телевизионными низкоуровневыми системами и тепловизорами (возможно, китайскими). Так же хорошо известны дальнобойные 170‑мм САУ «Коксан», которыми северяне будут долбить позиции укрепрайонов южан или Сеул. А вот 300-мм РСЗО, подобие «Смерча», причём с дальностью якобы под 200 км и с наведением ракет по ГЛОНАСС, появились совсем недавно.
Ракетные катера и корветы флота КНА оснащаются новой противокорабельной ракетой (ПКР) KN-09, подозрительно похожей на российскую дозвуковую ПКР «Уран-У» с дальностью 260 км. Считается, что это её весьма точная копия – официально Россия не поставляет вооружения КНДР. Конечно, «Уран-У» у нас считается самой слабой и лёгкой. Но эта малозаметная и летящая в двух метрах над водой ракета крайне неприятна и опасна при массовом запуске. В КНДР замечены первые корветы, выполненные по принципу малозаметности, строятся быстроходные малозаметные ракетные и торпедные катера. В том числе полупогружные ракетные, торпедные и диверсионные катера.
Ракетно-ядерный щит
Но основной гордостью северян являются ракеты и ядерная программа. После первого прошлогоднего испытания в КНДР объявили о наличии не только ядерной, но и термоядерной бомбы. Правда, это было поставлено под сомнение. Хотя нет сомнений в том, что кроме плутония и урана оружейного качества в КНДР уже нарабатывают и тритий (сверхтяжёлый водород). Так что термоядерный взрыв – лишь вопрос времени.
С ракетами ещё интереснее. В 2012 году в КНДР были созданы «Стратегические ракетные силы». Сколько ракетных комплексов у Пхеньяна, точно не известно. Существуют лишь примерные оценки – только пусковых установок ракет малой дальности насчитывается от 600 до 1000. Среди них есть достаточно продвинутые вроде корейского улучшенного клона нашей «Точки-У». Ракетных комплексов типа «Нодонг» дальностью около 1,5 тыс. км насчитывается от 50 до 200. А вот МБР «Тэпходон-2», которой активно пугали сами себя американцы, пока не существует как боевой системы – это демонстратор технологий.
Но работы активно идут. Разработана и проходит испытания жидкостная БРСД «Мусудан» с дальностью более 2,5 тыс. км. Куда более интересен комплекс KN-08 с дальностью от 4 до 6 тыс. км,а возможно и 7–8 тыс. км. Но судить об этом уверенно пока очень сложно.
Так что сейчас ракет, способных доставить ядерный боеприпас в США с территории Северной Кореи, у Пхеньяна нет. Но это пока. И это именно из КНДР. Но есть иные варианты. Сейчас проходят испытания ракеты «Пукгуксон», которая может стартовать с подводной лодки. Это твёрдотопливная ракета с дальностью от 2,5 до 4 тыс. км выполнена уже на куда более высоком техническом уровне. Наши специалисты считают, что корейцы ориентируются на передовые решения русских ракетчиков куда удачнее, чем это делают, скажем, китайские коллеги.
Ракета испытывалась уже 12 раз, включая бросковые пуски и пуски с подводной платформы, а также с подводного ракетоносца. Причём успешных испытаний более половины. На верфях КНДР строится уже до 6 крупных субмарин, способных нести не менее 4 таких ракет.
Как с Ираком не получится
Все ключевые объекты ракетно-ядерной программы у корейцев подземные. Даже месторасположение некоторых из них неизвестно или известно приблизительно. И как американцы собираются разнести это всё крылатыми ракетами? Да и не факт, что многие цели можно уничтожить даже ядерным оружием. К тому же у Америки плохо с ТЯО – кроме авиабомб В-61, ничего другого нет, а их ещё надо донести до цели. Да разве Россия и Китай позволят применять его у своих границ?
Совершенно ясно, что КНДР не будет просто сидеть под ударами, как Ирак, а будет активно отвечать. И не только ударив по Южной Корее всей своей мощью, но и по американским базам в регионе, дотянувшись до Гавайских островов. Подобные действия вообще могут привести к большой региональной войне с применением ядерного оружия, в которую окажутся втянуты и КНР, и даже Россия.
У Китая с КНДР действует старый военный договор, согласно которому Пекин обязан оказать военную помощь в случае серьёзной агрессии. В стиле Корейской войны. И совершенно ясно, что китайцы не захотят отдавать своего «цепного бультерьера» для запугивания Сеула и Токио на съедение. Да тот и сам кого хочешь закусает – порядка 20–30 ядерных зарядов у КНДР есть.
Россия формально КНДР ничего не должна, но, учитывая то, что их военные заводы, ракетные и ядерные полигоны находятся у китайской или нашей границы, воздушные атаки на них не могут понравиться Москве. Возможно разрушение ядерных объектов с последующим радиоактивным загрязнением. Как не понравятся и толпы беженцев из 25-миллионной страны, которые побегут и в Китай, и в Россию. Вторая Сирия, причём уже возле наших границ, никому не нужна. Поэтому нельзя исключать разные варианты действий Москвы. Вплоть до полной поддержки Китая в этом вопросе при помощи кораблей Тихоокеанского флота.
Так что Трампу лучше просто отстать от КНДР или попытаться договориться, а то вместо «здорового изоляционизма» можно очень серьёзно вляпаться. По большому счёту КНДР никому не угрожает, лишь бы её саму не трогали. А грозная риторика – она и есть риторика.