Операцию по взятию иракского города Мосула американцы планировали под выборы президента – это совершенно очевидно. Всё было сделано для того, чтобы Барак Обама, полностью «продувший» свою сирийскую политику, хотя бы в Ираке запомнился «победителем». Пусть не России с Башаром Асадом, так хоть с частицей запрещённой в России ИГИЛ. Взятие Мосула должно было помочь Хиллари Клинтон в её избирательной кампании. Для неё всё и затевалось. Как обычно, что-то пошло не так.
Американцы собрали для взятия Мосула уж слишком пёструю коалицию. Там и наступающие с юга 2 механизированные бригады 9-й дивизии иракской армии (суннитские), там и курдские формирования, наступающие с севера вместе с иракской армией. При этом проиранские шиитские формирования, отличающиеся в разы лучшей мотивированностью и боевым опытом, особой активности не проявляют – им Мосул не очень интересен.
Поддерживалось это предвыборное шоу американской авиацией, вплоть до бомбардировщиков В-52Н, и артиллерией США и Франции. Вместе с наступающими частями двигались американские советники, корректировщики и бойцы спецподразделений из SOCOM(Силы специальных операций). А вот британские бойцы из SAS, как сообщают, предпочли наступать во втором эшелоне, подальше от фронта. Говорят, очень опасаются попасть в плен и стать жертвами казней и пыток ИГИЛ. Вот такой легендарный британский спецназ.
Наступление сопровождалось не только бомбёжками всего и вся без оглядки на наличие гражданских лиц. Мол, это же не Алеппо, тут «правильные демократические бомбы», а не бомбы русские. И всё это под беззастенчивый пиар с множеством журналистов в наступающих частях. В итоге это сыграло против организаторов.
Силам коалиции удалось подойти к Мосулу и частично его окружить. Но как только началась зачистка – начались и проблемы. Игиловцы активно используют ПТРК, миномёты, а также смертников, как пеших, так и на технике. По их собственному подсчёту, только за несколько недель боёв было совершено более 120 самоподрывов.
Одна из главных ударных сил – так называемая Золотая дивизия армии Ирака (контртеррористическое соединение с отличной экипировкой, большими претензиями на «крутизну» и низкими, как и у всех иракских суннитских частей, результатами) втянулась в город и попала как кур в ощип. Причины понятны – солдаты просто ехали колонной из совершенно не подходящих для ведения нормальной войны броневиков типа MRAP и «Хамви».
Никакого охранения, включающего в себя головную походную заставу, головной дозор, фланговые и тыловые дозоры, – не было. Просто ехали на убой, как бараны. Всё это прекрасно запечатлели ехавшие с колонной журналисты из CNN, чудом оставшиеся в живых. В итоге в плотной застройке колонну остановили, уничтожив головные и замыкающие машины, а потом перебили, атакуя из домов, с крыш, с соседних улочек и дворов.
Бой длился около суток и закончился полным разгромом. Только небольшой части людей, практически без техники, удалось спастись и выйти к своим, точнее, к прорывавшейся к ним подмоге. Игиловцам достались не менее 5 MRAP «Кугар», 19 «Хамви», куча современного оружия и снаряжения. Убито, по некоторым данным, до 500 иракских солдат, остальные бежали. «Золотая дивизия» уже не первый раз бегает – для них привычно.
Игиловцы утверждают, что в боях за город иракские потери составляют 879 убитыми, уничтожено до 8 танков «Абрамс» (по некоторым и вправду есть видеоподтверждения), десятки «Хамви». Конечно, они могут и даже должны врать, но дыма без огня в данном случае быть не может. А российские «военно-дипломатические» (читай – разведывательные) источники сообщают и о потерях среди спецназа США – до 16 человек только убитыми.
То, что штурм «сорвался», «затягивается», так как «не ожидалось такого сопротивления», признают и иракцы, и американцы. Конечно, в итоге Мосул они возьмут. В крайнем случае путём подкупа боевиков и предоставления им выхода из города. Так уже бывало. Но займёт это достаточно много времени – возможно, месяца два. А там, может, и нужда отпадёт ввиду перемены политической ситуации в США: Путин и Трамп договорятся решить проблемы с чёрными головорезами вместе, быстро и эффективно. Будем ждать.