Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Армия № 42(533) от 26.10.16

Русский авианосец как генератор западной истерии

, 08:35

Начавшийся в середине октября поход к берегам Сирии авианосной ударной группы (АУГ) Краснознамённого Северного флота (КСФ) России освещается мировой прессой, как никогда ранее. Нечастые боевые службы нашего авианосца «Адмирал Кузнецов» всегда попадают под прицел СМИ, но такого пристального внимания, как в этот раз, не было ни разу. Связано это, безусловно, с международной обстановкой.

Истерия вокруг похода особенно сильна в британской прессе. Бывшая «владычица морей», почти половина суммарного водоизмещения нынешнего флота которой уместится только в «сладкой парочке» из «Петра Великого» и «Адмирала Кузнецова», очевидно, переживает за свою немощь. Вот и пишут про то, что морской кулак Путина идёт захватывать Алеппо, но может по дороге захватить и Англию.

И что-де, послал Путин к Англии аж весь (!) Северный и часть Балтийского флота. И про то, что НАТО непременно отслеживает и сопровождает эскадру и чуть что – сможет её утопить. Интересно, чем это будет делать «беззубый» эсминец ПВО британского флота «Дункан», сопровождавший эскадру? Остальные сопровождающие были не лучше. Хотя честно отрабатывали номер, передавая нашу эскадру друг другу.

Впрочем, все натовские моряки (даже британские) до такого позора, как их СМИ, не опустились. Они ведут себя достаточно корректно, хотя и среди них есть надуватели щёк и дешёвые остряки. Но всё же профессионалы есть профессионалы – они прекрасно понимают, что вести себя с такими серьёзными гостями надо очень вежливо.

Интересно, что рассказы о нашей грозной авианосной эскадре (часто даже преувеличивающие её возможности) умело сочетаются с попытками высмеять «флот Путина». Рассказывают о мифической ржавчине, дряхлости и неисправностях. Одна из британских газет сумела собрать в одной статье все самые нелепые истории времён 90-х годов об «Адмирале Кузнецове». Там корабль предстаёт какой-то «плавучей тюрьмой», затопленной чуть ли не по верхнюю палубу, на которой ничего не работает. Даже если половина подобных баек и была правдой 20 лет назад, причём тут современность? К слову сказать, западные читатели на эту истерию реагируют правильно, высмеивая «творения» в комментариях.

История с дымом

Почему-то наиболее популярной темой для британской, польской и украинской прессы является чёрный дым из трубы «Адмирала Кузнецова», который шёл, когда АУГ проходила Ла-Манш. Журналисты не стесняются в выражениях, рассказывая про «клубы токсичного дыма», по которым корабль можно засечь за 50 миль, сравнивают его с броненосцами начала XX века, ходившими на угле. Кто-то из украинцев даже пытался выдать снимки извержения вулкана Этна в 2002 году за снимки авианосца в Ла-Манше из космоса. Причём кое-кто из американцев в это поверил. Не отстают в «параде идиотов» и некоторые наши блогеры. Вспоминают случаи, когда авианосец терял ход или не мог развить скорость больше 16–18 узлов.

Да, это было. Проблемы с силовой установкой были и есть – высоконапорные котлы КВГ-4 с их огромным давлением и температурой требуют великолепной и правильной водоподготовки и весьма обученной команды. Но только перед этим походом неисправности в основном устранили – корабль давал полный ход или близкий к тому. Это подтверждается кадрами норвежских военных моряков, на которых двигавшийся с хорошей скоростью авианосец выпускал и принимал самолёты. И почти никакого дыма не было. Не было его и после прохода Ла-Манша у берегов Португалии.

Так в чём же дело? Да, любые корабли иногда дымят – или после простоя, или будучи не совсем исправными, или при прогреве, или на неоптимальных, чересчур малых ходах. И американские новейшие дизельные (!) корабли типа LCS иногда дымят куда чернее «Кузнецова». Чёрный дым – признак или недостатка поддува кислорода, или избытка топлива, то есть неполного его сгорания. На больших ходах авианосец почти не дымил.

На военно-морском жаргоне есть термин «дать шапку» – выпустить клубы тёмного дыма по какому-то случаю. А они, как говорится, бывают разные. Одним из них является своеобразный сигнал «вот мы какие идём, смотрите на нас», в общем, «для форсу». Несмотря на то что адмиралы и командиры с подобными обычаями всегда боролись (или делали вид), искоренить традицию оказалось невозможным. Причины, по которым топливо сгорает не полностью, всегда можно придумать для начальства.

Похоже, моряки с «Кузнецова» просто издевались над писаками из «доброй старой Англии», устраивая им дымовую завесу при проходе «Английским Каналом» – когда-то неприступной цитаделью Королевского флота.

Что везёт эскадра

Состав авиагруппы «Кузнецова» в этом походе неизвестен. Официально утверждается, что на нём авиагруппа «полного состава». Но это вряд ли – полная группа составляет 50–52 самолёта и вертолёта, с размещением части машин на палубе на постоянной основе. Столько у России есть. Но вот лётчиков-истребителей с допуском к полётам с палубы – меньше. Особенно на МиГ-29КР, недавно полученных и ещё только осваиваемых. МиГи – прекрасные воздушные бойцы, но это и очень хорошо оснащённые ударные машины, опасные и для кораблей, и для наземных целей.

Не менее 10 машин Су-33 уже оснащены знаменитой системой высокоточного бомбометания СВП-24-33 «Гефест». Их, скорее всего, и взяли с собой. Возможно, на корабле есть несколько машин, не успевших её получить. МиГов вряд ли взяли более 6–8 штук – зачем брать машины, если нет лётчиков? Не забыты вертолёты ДРЛО Ка-31,спасательные Ка-27ПС, противолодочные Ка-27ПЛ. Замечены и новенькие Ка-52К «Катран», те самые, что закупались для «Мистралей».

Им найдётся работа в Сирии и по дороге – способные нести и ПТУР, и ПКР, и много другого оружия «летающие танки» АУГ использует как дежурные при прохождении узостей и прочих опасных мест. Стояла такая машина на палубе и при проходе Ла-Манша.

АУГ идёт к берегам Сирии для отработки боевого применения палубной авиации по наземным целям, координации с авиацией авиабригады особого назначения, средствами разведки и управления группировки в САР. А также для увеличения опыта боевой работы и просто лётной работы с палубы. Ну и постращать супостата. Ведь кроме самолётов, на «Кузнецове» есть 12 пусковых шахт «Гранитов» (на «Петре» – 20). А мощная зональная ПВО «Петра» с его 94 ракетами ЗРК С-300ФМ усилят и общую ПВО группировки ВС РФ в САР, и ПВО средиземноморской эскадры. Не говоря уж о многих сотнях зенитных ракет малой дальности: на «Петре» и «Кузе» их суммарно 720. Это не считая остальных кораблей. Не надо забывать и о том, что подобные корабли могут, а в нынешней обстановке и обязаны быть оснащены штатным комплектом специальных боевых частей к своему оружию – ядерных и термоядерных. Учитывая то, что американский флот ныне никаким тактическим ядерным оружием не обладает, – это отличный «великий уравнитель» шансов. Лучше, чем плоды трудов полковника Кольта или генерала Калашникова.

Так что есть от чего визжать различным деятелям на Западе и чего бояться в Туманном (а после дымовой завесы с «Кузнецова» – Дурманном) Альбионе. Правда, выглядят эти крики, примерно как тявканье Моськи на слона.

Осенние визиты

Кроме похода АУГ флот России совершает в эти дни ряд других активных действий, иногда ясных и понятных вроде визита фрегата «Ярослав Мудрый» на Кубу, а иногда не очень понятных. Например, рокировки кораблей между Балтикой и Чёрным морем.

В данный момент на Балтику переводятся два малых ракетных корабля «Зелёный Дол» и «Серпухов» (носители КР «Калибр», «Оникс», «Бирюза»). Ранее они служили на Каспии, а за короткий период в составе Черноморского флота (ЧФ) успели послужить несколько раз в Сирии и пострелять «Калибрами». Одновременно два новейших корвета проекта 20380 из Балтийского моря движутся в Средиземноморье. Как говорят, теперь они будут служить в составе ЧФ (возможно, на будущей Тартусской базе). Маленькие, но зубастые «калибровщики» уже успели обеспокоить прибалтийские страны – там опасались, что эти ракеты нацелены на них.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram