В последнее время унылое многолетнее нытьё японцев на тему южнокурильских островов стало всё больше напоминать попрошайничество Паниковского у подпольного миллионера Корейко: «Дай миллион, ну дай миллион, у тебя же их много, жалко, что ли?» Неужели в Токио думают, что если десятилетиями просить одно и то же, то в конечном итоге острова отдадут? Между тем Токио лучше не выпрашивать чужие острова, а посильнее держаться за свои собственные – исторически японцев очень «любят» все их соседи. Есть за что.
На манеже всё те же
Четыре острова Южных Курил являются исконными территориями Японии, заявил премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Он опроверг недавние публикации о том, что Токио якобы согласен на заключение мирного договора при получении меньшей части Южных Курил – острова Шикотан и необитаемой гряды Хабомаи. Более того, ещё и добавил, что вопрос островов включает в себя и акваторию. То есть японцы не склонны ни к каким компромиссам, хотя их переговорные позиции крайне слабы.
Начнём с того, что «исконными» территориями японцев Курилы не являются. Искони там жили айны, которых японцы подвергали геноциду. То, что Япония какое-то время владела Курилами, ничего не значит: страна проиграла Вторую мировую войну, безоговорочно капитулировала и признала отказ от Курил (всех) и юга Сахалина вместе с другими владениями в Сан-Францисском мирном договоре. Правда, СССР его подписывать отказался, но его подписали США, Британия и все остальные победители.
Тем не менее состояние войны Советского Союза с Японией прекращено ещё Декларацией 1956 года, и особой нужды в мирном договоре через 70 лет нет. Даже Шикотан и Хабомаи, которые по глупой щедрости Никиты Хрущёва японцам посулили после заключения мирного договора, просто так переданы быть не могут. Условия передачи таковы, что Токио их выполнить ничуть не проще, чем Киеву «Минск-2». Но есть ли у японцев, скажем, хотя бы теоретическая возможность получить искомое силой? Нет.
Иллюзия силы
Японские «силы самообороны» насчитывают 247 тыс. человек и на первый взгляд выглядят сильными. Однако это не совсем так. Формально в сухопутных войсках у них 150 тыс. человек, 5 армий, 1 танковая и 8 пехотных дивизий, 6 пехотных и парашютно-десантная бригады и множество частей и соединений обеспечения. Но из всех дивизий только 7-я танковая похожа на дивизию, а остальные куда ближе к нашим бригадам и по численности, и по вооружению. Из более чем 700 танков только 320 Тип-90 и мизерные количества Тип-10 можно считать современными. Причём Тип-10 бронирован весьма «условно» даже в сравнении со своим не особо бронированным предшественником.
Дело в том, что у японцев очень забавное законодательство, запрещающее военную технику массой более 50 тонн везде, кроме Хоккайдо, где и базируется 7-я танковая вместе со всеми приличными танками и БМП. Японская армия для такой численности обладает явно недостаточным количеством и БМП, и БТР, и артиллерии. Недостаток последних пытаются компенсировать дорогими дальнобойными установками ПТУР (по затратам примерно как возить кирпичи на дачу на «Бентли»). Достаточно много вертолётов, хотя ударных всего около сотни, в основном устаревших «Кобр». Но есть и немного «Апачей».
Уровень боевой подготовки стоит оценить как невысокий. Хотя формально всё хорошо: проводят учения, парады, показательные выступления. Но стоит вспомнить абсолютную профнепригодность и отсутствие нужной техники у «сил самообороны» в истории с Фукусимой или 40-минутное бестолковое мельтешение сразу десятка танкистов вокруг танка в попытке вернуть слетевшую гусеницу на одном из показов (это выполняется силами экипажа танка за 15 минут) – как всё станет понятно.
К тому же японская армия в стране считается прибежищем неудачников ввиду невысокой материальной притягательности и непопулярности службы. А сухопутные силы в этом плане хуже остальных. ВВС, конечно, выглядят лучше армии, но и там хватает проблем. В состав входят порядка более 300 боевых самолётов, в основном F-15J и F-2 (прилично переработанный японцами F-16C). Есть и древние «Фантомы». Достаточно плотной выглядит ПВО – она построена на базе американских «Пэтриотов».
Наследники Объединённого флота
Сильной стороной японской армии является флот. Формально он находится на 4-м месте в мире по суммарному водоизмещению, опережая Индию, Британию, Францию. В состав входят 17 неатомных подлодок, 4 эсминца-вертолётоносца, 3 десантно-вертолётных корабля-дока, 36 эсминцев, 6 фрегатов и другие корабли. Правда, стоит отметить, что из 36 эсминцев лишь 8 достойны этого звания. Остальные – лишь достаточно крупные фрегаты.
Корабли в значительной мере современные и молодые. Но относительно сильной ПВО обладают только 6 из них, оснащённые ЗРК «Иджис». А их противокорабельные возможности достаточно ограничены и несравнимы со сверхзвуковыми дальнобойными ПКР нашего флота. То есть, несмотря на серьёзный численный перевес, японский флот даже без применения РФ морского тактического ядерного оружия не имеет возможности одержать победу даже в локальной зоне вокруг Южных Курил.
От удара десятков «Гранитов» их не спасёт никакой «Иджис». Как и от ударов дальнобойными ПКР самолётов Дальней авиации. Хотя сложности будут – большое количество противолодочной авиации создаст трудности и нашим подводным силам, а большое количество японских ПЛ сильно затруднят действия российского флота на большом удалении от берегов.
Та же история и с авиацией – формально у японцев самолётов много, но мощная российская ПВО резко снижает ценность этого факта. А возможность быстрого наращивания сил ВКС из других округов России позволит нам быстро достичь значительного превосходства в воздухе.
Взять нахрапом не получится
Десантные возможности японского флота невелики – на имеющихся кораблях больше нескольких батальонов не перевезти. А высадиться на островах просто так не получится. Их прикрывают 18-я пулемётно-артиллерийская дивизия (укрепрайонная) и большое количество укреплений. Таких, как взводы и роты танковых башен на бункерах и роты танковых огневых точек. Да, танки там старые, но именно такие и нужны – их нарезные пушки больше подходят для противодесантных задач. Несмотря на то что многие обыватели думают, что все эти танки «брошены и поржавели», это не так. Такие объекты обычно требуют считаных дней для приведения в боеготовое состояние. К тому же за последнее время было много сделано для укрепления островов – перестраиваются городки, укрепления, склады.
На островах базируются ударные вертолёты Ка-52, появились береговые ПКРК «Бал» с дозвуковыми «Уранами‑У» и дальностью 260 км. Есть и «Бастион» со сверхзвуковыми «Ониксами» с дальностью до 500 км, которые способны отплатить японскому флоту и за Цусиму, и за «Варяга» с «Корейцем», и за Порт-Артур. К тому же такая операция со стороны Японии приведёт к тому, что по ней самой начнут наноситься массированные удары крылатыми ракетами (КР) силами флота и Дальней авиации и «Искандерами-М». И хорошо, если сначала – в неядерном оснащении.
Ну и самое главное – такие операции внезапно не начинаются. Подготовка будет вскрыта заранее, что лишает операцию смысла. Хотя, видя, как японцы выпрашивают чужие острова, хочется ответить им словами Наполеона Бонапарта, сказанными итальянцам, требовавшим вернуть ценности: «Если вам это так нужно, так воюйте». Может, перестанут позориться.