Наши шведские соседи по Балтике давно и серьёзно страдают паранойей в отношении России. Причины, конечно, для этого есть, но своими корнями они уходят глубоко в прошлое. Впрочем, в современной Европе душевными болезнями, как гриппом, тоже «болеют вместе», да ещё и целыми группами стран – сходные симптомы отмечены в Норвегии, Финляндии и других государствах.
Наслаждение паранойей
Причём Швеция не страдает от паранойи – она ею наслаждается. Чего только стоят перманентные поиски русских подлодок, практически ни разу не получившие подтверждения. За исключением вылета на камни у военно-морской базы Карлскруна в 1981 году устаревшей субмарины С-363 по вине неисправного оборудования и неумелого штурмана. Лодка получила в ВМФ СССР прозвище «Шведский комсомолец».
Очередной приступ «лодкофобии» был совсем недавно. Возможно, какие-то российские лодки и правда забредали в шведские воды (разведку никто не отменял), но не пойман – не вор. Причём ладно бы шведы только искали таинственные аппараты, с метанием специально разработанных лёгких глубинных бомб (не уничтожающих, но принуждающих повреждённую субмарину к всплытию). Они искали и подводных боевых пловцов, и высаженных диверсантов. Доходило до расстрелов лебедей на реках и прудах, принятых за перископы, и до проверки покойников в гробах в погранзоне – не прячут ли там оружие переодетые в траурные одежды русские спецназовцы.
Шведский сценарий боевика
В последнее время заболела даже Королевская академия военных наук Швеции. Её эксперты на полном серьёзе опубликовали сценарий возможного российского вторжения в страну, похожий на кинобоевик про бравых морпехов и десантников.
По мнению шведских «академиков», русское вторжение будет выглядеть следующим образом. В порт Слите на шведском острове Готланд под предлогом ремонта российского газопровода «Северный поток» (проходящего рядом с островом) вечером прибудут 60 переодетых бойцов российских Войск специального назначения. С собой они захватят замаскированные средства ПВО, а также оборудование для радиоэлектронной борьбы. За ночь отряд закрепится ещё и в порту Каппельсхамн. Утром два российских гражданских судна отклонятся от своих курсов к западу и востоку от Готланда и через 2 часа высадят на остров 2 батальона морской пехоты, а батальон из состава ВДВ с техникой будет выброшен в южной части острова.
Гарнизон острова (мотопехотная рота в 150 человек) сразу же капитулирует. Ведь европейцы – не русские, которым всё равно, сколько солдат неприятеля им противостоит. В итоге всего за 6 часов на остров высадятся более 2500 российских военных, 20 танков, десятки единиц бронетехники, средства ПВО, артиллерии и всё прочее. А затем туда перевезут ЗРС С-400 и ОТРК «Искандер-М» – первый сделает невозможным полёты авиации противника, второй будет готов уничтожить любые цели на территории Швеции на дальностях не менее 500 км. Также на острове появятся противокорабельные ракетные комплексы «Бастион» с ракетами «Оникс», перекрывающие морское пространство. Шведская армия будет бессильна и вернуть остров не сможет. Обращение к НАТО так же закончится ничем – С‑400 всё равно кого сбивать.
Зачем вдруг вспомнили про Готланд
Всплеск беспокойства по поводу коварных русских и Готланда имеет под собой политические причины. Таким образом, шведов подталкивают к членству в НАТО, против которого пока выступает большинство населения. Имеются и сугубо экономические причины. Речь идёт о «Северном потоке – 2». Газопровод начали прокладывать, и, очевидно, по наводке «из-за атлантической лужи» на свет божий сразу же полезли различные контрдоводы против проекта – от экологических до военных.
Шведы также уверяют, что специальные датчики, устанавливаемые для контроля целостности и безопасности газопровода, могут осуществлять слежение за подлодками, «ограничивая свободу мореплавания». Довод не лишён смысла – такое возможно, но что, больше никто в мире не прокладывает по дну кабели и трубы? А системы слежения за ПЛ нельзя иметь только России? Мечтать не вредно.
Что такое Готланд
Готланд – крупный остров на Балтике. Его длина – 120 км, наибольшая ширина – 50 км, площадь – почти 3 тыс. кв. км – чуть больше Москвы. Его население составляет 55 тыс. человек. Остров расположен прямо посредине Балтики в очень удобном месте – он прикрывает подходы к шведскому побережью и находится на практически равном расстоянии до Ботнического и Рижского заливов. Да и до Финского залива или побережья Калининградской области, с её главной ВМБ Балтийского флота, Балтийском, – тоже не очень далеко. В ходе Русско-шведских войн он у Швеции отобран не был, хотя в ходе последней войны 1808–1809 гг., когда Швецию лишили Финляндии и последних надежд на статус серьёзного игрока, Готланд был захвачен без единого выстрела русской эскадрой на некоторое время.
Шведы при своём «вооружённом нейтралитете» серьёзно укрепили Готланд. Одних только ДОТов и танковых огневых точек (ТОТов) на острове было более тысячи. Там стояли полк, зенитные батареи, береговая артиллерия. Но в 90-е годы прошлого века всего этого не стало.
Бункеры и сооружения частично разрушили, частично разграбили или раздали под хознужды. Что-то сделали музеями, часть сохранилась в приличном состоянии. Затем там не стало и гарнизона – остались только резервисты из местных и небольшой комплект вооружения, которого хватило бы на танковую и мотопехотную роты.
Но недавно шведы решили вернуть туда мотопехотную роту в 150 человек на БМП, в рамках всеевропейского движения сопротивления «армии Путина», которые «непременно вот-вот скоро нападут, вот увидите». Никто, правда, не даёт ответа, а зачем нам Готланд? Да, остров удобен для контроля Балтики, но мы живём в век дальнобойных ракетных систем, которые и из других точек обеспечивают достаточный контроль пространства над морем. Хотя, конечно, в случае серьёзной войны, как когда-то заявил шведам начальник ГлавПУР ВС СССР генерал Епишев «нейтралитету будет грош цена».
Как бы было на самом деле
Сценарий шведских «академиков» подходит скорее для второсортного кино. В случае реальных боевых действий всё будет намного проще. Вряд ли в случае подобной операции кто-то бы у нас стал затевать высадку десанта с гражданских судов под видом рабочих. Просто за какое-то время до «дня Д» на остров были бы высажены несколько групп спецназа, например, с подводной лодки. Они бы провели работу по подготовке операции и нейтрализации местного гарнизона.
Затем последовала бы высадка основных сил – от Балтийска соединению БДК полного хода до Готланда часов
7–8, а Ил‑76МД с десантниками из Пскова – намного меньше. Понятно, что операция была бы невозможна без перерезания всей связи с островом, постановки мощных помех, обеспечения операции истребительной авиацией. Определённую опасность представляли бы шведские ВМС – этот фактор пришлось бы учитывать.
Шведы, кстати, утверждают, что на «одном из недавних учений» ВС РФ отрабатывали именно высадку на Готланд, Аландские острова, а также на датский Борнхольм. Доказательств они не привели, но стоит заметить, что у хорошей армии планы должны быть готовы абсолютно на любой случай. Поэтому их наличие не показатель планирования нападения.
Настоящая эпидемия
Соседняя Финляндия тоже «приболела». После Второй мировой войны финны последовательно придерживались политики дружественного нейтралитета, которая принесла стране процветание. Но в последние годы финское правительство, несмотря на тесные связи с Россией и отрицательное отношение к вступлению в НАТО большинства населения, явно стало брать курс не на добрососедские отношения.
Под предлогом «обеспечения обороноспособности» закупаются не только танки «Леопард-2А6», БТР «Патрия» или истребители F-18, но делаются попытки закупить дальнобойное высокоточное ракетное оружие. Например, финны пытались купить наземные тактические БР ATACMS с дальностями 195–290 км.Что-то такие ракеты плохо укладываются в оборонительную доктрину Финляндии. Неужели кому-то там захотелось вспомнить прошлое?
Тогда пусть вспоминают получше. Может, поймут, что пугать ПВО РФ подобными изделиями не стоит, а вот их от «Искандеров» никакая ПВО не спасёт. Лучшая защита финнам от России – хорошие отношения. Иначе никак, ибо сколько финна ни корми – у медведя лапа всё равно тяжелее.
Это же стоит вспомнить и норвежцам с их армией в одну бригаду и флотом, который никак не удаётся полностью укомплектовать контрактниками (денег мало платят). Зато местные СМИ всерьёз обсуждают, почему нужно купить 52 истребителя F-35A. Оказывается, именно такого количества хватило бы для обороны своего воздушного пространства и… нанесения ударов по России. Впрочем, если бы только скандинавы болели антироссийской паранойей – заболевание охватило многие страны Западной Европы. А, например, в Польше наблюдается настоящий «природный очаг» болезни.