Важность идущего сражения за Алеппо переоценить нельзя. По значению многие сравнивают его со Сталинградской битвой. Но Алеппо для Сирии выше значения Сталинграда для СССР. И если сирийская армия, с блеском осуществившая окружение группировки «умеренных» террористов в Алеппо, это окружение удержит – то падение города станет лишь вопросом времени. Как и разгром бандформирований в этой провинции. Такая ситуация начала сильно беспокоить наших «коллег по борьбе с терроризмом» – США и присных.
Бух в котёл – и там сварился!
Операция по окружению бандформирований в Алеппо готовилась давно. Причудливую «колбасу», которой вытянулись районы под контролем боевиков, так и напрашивалось обрезать в самом узком месте. Долгое время войска шаг за шагом, дом за домом сужали «горло», через которое от турецкой границы снабжались банды в городе. В начале июля стремительным наступлением «Тигры» Сухейля Хассана подобрались на расстояние огня прямой наводкой к единственной оставшейся трассе из «зелёной» части Алеппо – дороге на Кастелло, а затем и перекрыли её. Одновременно «проснулись» алеппские курды, продвинувшись за пределы своего района Шейх-Махсуд, создав вторую «пробку» на выходе из образовавшегося Алеппского котла. Котёл вышел знатный – обширные районы огромного города, от 7 до 10 или более тысяч боевиков.
Разумеется, вся операция не состоялась бы без длительного и последовательного участия нашей авиабригады особого назначения ВКС. Уже более месяца днём и ночью прилегавшие к району будущего наступления территории обрабатывались авиаторами, преимущественно разовыми бомбовыми 500 кг кассетами РБК-500У с различным оснащением – от самоприцеливающихся боевых противотанковых элементов до обычных осколочных и кумулятивно-осколочных. Но крайне популярными были зажигательные кассеты, наполненные высокотемпературным пиротехническим составом (часто их путают с запрещённым белым фосфором). Это «алеппское файер-шоу» дало свои плоды – боевиков вышибли быстро и без больших потерь.
Для жителей были организованы гуманитарные коридоры для выхода, как и для сдачи боевиков или даже выхода их с лёгким оружием. Но «мирняк», как его называют на сленге военные, боевики старались не выпускать, да и сдаться тоже мало кому удалось – свои не давали. Очевидно, бандиты рассчитывали на реальную военную помощь извне.
Дело в том, что местные душманы не очень любят воевать и умирать в котлах – они куда сообразительнее своих украинских «коллег». Они либо быстро организуют прорыв и уход из кольца, или же идут договариваться с властями Сирии. В данном случае, поняв, что вызволить из Алеппо задыхающихся без снабжения боевиков не получится, координирующие штабы бандформирований решили попробовать организовать прорыв в другом месте. Неожиданном.
Попытка деблокады, или «Битва всех битв»
Для деблокады боевики собрали всех кого только можно. В списках участников операции по прорыву несколько десятков группировок. От «умеренных», которые недавно «прославились» отрезанием головы подростку, до террористической «Нусры». Боевики заявили, что собрали 40–50 тыс. бойцов и устроят Асаду и русским с иранцами «битву битв»: не только деблокируют, но и «освободят» весь Алеппо.
В реальности набралось порядка 5 тысяч.Но и это по местным меркам сила значительная – ведь правительственные силы вынуждены контролировать обширные районы и весьма растянуты. К тому же была собрана значительная для бандитов группировка бронетехники – десятки танков, ещё больше БМП, значительное количество артиллерии. Были подтянуты лучшие из выживших операторы ПТУР TOW-2A и других, а также запасы американского вооружения, например, миномётов и мин.
Были собраны наиболее экипированные и тренированные отряды. Надо отметить, что выучка лучших из них выглядела вполне прилично даже для настоящих армий. Боевики неплохо взаимодействуют между собой и грамотно наступают с бронетехникой. У самих сирийцев зачастую бывает куда хуже, особенно если вести речь об ополчении.
Неожиданное направление
Удар был нанесён на достаточно неожиданном направлении. Вместо бесплодных атак вдоль дороги на Кастелло ударили с юго-западного направления, из районов Хан-Тумана, утраченных весной, и армейских складов неподалёку от Хан-аль-Асаля, Халидии, аль-Рашидина. Неожиданность в том, что между большей частью перечисленных пунктов и порядками армии были поля. То есть прятаться наступающим там негде – ни от артиллерии, ни от авиации. Поэтому в тех районах длительное время серьёзных боевых действий не было.
Понятно, что для МО РФ события явно не являлись неожиданностью. Подтверждением является очередной визит комплексного стратегического разведчика Ту-214Р в Сирию, который и в прошлый раз предварял большие события. Самолёт, способный найти укрепления боевиков даже под землёй, просто так бы не прилетал. К тому же на Хмеймиме появились дополнительные самолёты-разведчики Ил-20М1 и воздушный командный пункт Ил-22М.
Операция была начата 30 июля. К исходу 1 августа, воспользовавшись неожиданностью и тем, что у сирийцев, как часто бывает, на спокойных участках стоят достаточно слабые части, боевики прилично продвинулись. Взяты были Амирия, армейская база в районе Тель-Марука, Аль-Хикма и расположенный рядом комплекс училища, недостроенный квартал элитного жилья «Проект 1170», Тель-Хава. Боевики вышли к комплексу артиллерийского училища сирийской армии, хорошо укреплённого и превращённого в базовый район сирийской артиллерии в этом районе. Как обычно, это сопровождалось нагнетанием «градуса перемоги» в подконтрольных и сочувствующих бандитам блогах, твиттерах и накачиванием победных реляций в СМИ. Заявлялось, что кольцо вот-вот будет прорвано, остался километр, 800 м, 500 метров. Когда успеха не произошло, то пропагандисты сразу объявили о «2-й фазе операции», потом о 3-й, сейчас вроде уже 4-я.
Что случилось на самом деле? Сбив слабые заслоны, бандгруппировки застряли в застройке, столкнувшись с более серьёзно вооружёнными и многочисленными армейскими подкреплениями. А наступать им пришлось под градом снарядов и ракет РСЗО в кассетном оснащении, причём по полю.
ВКС явились решающим фактором в срыве планов бандгруппировок – только в первые сутки было уничтожено несколько колонн и порядка двух десятков единиц бронетехники. А 1 августа МО РФ сообщило уже о более 800 уничтоженных авиацией боевиков, 14 танков, 10 БМП, более 60 автомобилей.В сутки только в этом районе наносится до 80–100 ударов авиации. В оценке потерь противника МО РФ пользуется в том числе радиоперехватами разговоров самих главарей, которые сообщают друг другу потери, а также своим руководителям верхнего уровня (например, из ЦРУ, саудовской или турецкой разведок).
Измотав и обескровив противника, подтянув подкрепления из числа армейских частей и «Хезболлы», сирийцы при поддержке ВКС перешли в контрнаступление. Начали с классических ударов во фланг и тыл наступающих – то есть с севера и юга. К исходу 2 августа были освобождены «Проект 1170», военная база в районе Тель-Марука, Амирия и ряд других районов. Хотя от артучилища противника полностью отбросить пока не удалось. Одновременно активизировались бои внутри кольца – очевидно, там боевики испытывали недостаток боеприпасов или желания атаковать и ждали, что им пробьют коридор. Но пришлось и им что-то делать – они пытаются атаковать навстречу наступавшим, используя туннельные мины. Но пока успеха у них нет.
Ближайшие дни покажут, чем всё закончится. Но наиболее вероятным являются наметившийся разгром наступавших и выход, как минимум, на исходные позиции с решением судьбы «закольцованных» бандитов.
Позиция бандитских хозяев
Как только наступление «бандгруппировок» забуксовало и войска Сирии погнали их обратно, США, европейские страны и Турция устами министра иностранных дел Чавушоглу начали требовать, а потом и просто просить прекратить наступление. Интересно поведение Анкары. С одной стороны, она тоже пытается требовать от России не бомбить «зелёных», с другой – сама перекрыла в значительной степени их снабжение. К тому же поступает информация, что турки давят на ряд подконтрольных именно им (а не саудовцам, американцам или катарцам) группировок, чтобы те вывели свои силы из района наступления, угрожая им прекращением поддержки и закрытием для них возможности скрыться. Очевидно, что в турецком руководстве нет единой позиции – не хочется сдавать столь дорого стоивший антисирийский проект. С другой, перед встречей Р. Эрдогана с В. Путиным надо показать, что позиция Анкары по данному вопросу стала куда ближе к российским требованиям.