Как уже писали «Аргументы недели», американские шаги по наращиванию военной напряженности в отношении России делаются по принципу «поменьше сделать реально – получше подать – это в массмедиа». Именно так выполняется решение о размещении в Восточной Европе комплекта техники бронетанковой бригады США, точно так же проходили «автопробег» на нескольких десятках бэтээров из Прибалтики и многие другие шумные акции. Теперь к ним добавилась ещё одна.
Речь идёт об истории с переброской в Европу нескольких истребителей F-22А «Рэптор». Её так же шумно освещают как американские СМИ, так и наши комментаторы. В прошлую пятницу, 28 августа, на авиабазу Шпангдалем в ФРГ прилетели 4 этих американских истребителя пятого поколения. Самолёты относятся к 95-й истребительной авиаэскадрилье 325-го тактического истребительного авиакрыла (аналог полка) Авиационного Боевого Командования ВВС. Они постоянно базируются на авиабазе Тиндалл, штат Флорида.
Прибыли «Рэпторы» для временного развёртывания и продлится оно всего-навсего до середины сентября. Вместе с самолётами военно-транспортным бортом были доставлены необходимое для обслуживания оборудование и 60 человек наземного технического состава. Эти самолёты впервые прибывают в Европу в рамках боевой подготовки.
Казалось бы – ну что такого в перелёте звена (4 самолёта) истребителей с континентальной части США в Европу?
Визиты и слухи
Американцы достаточно регулярно перебрасывают авиатехнику через океан, то на учения, то в рамках ротации или усиления для защиты от «российской угрозы». Или, скажем, китайской – на Дальнем Востоке. В США всегда активно расхваливали свой лучший истребитель (как известно, сам себя не похвалишь – ходишь, как оплёванный), куда больше, чем он того заслуживает. Одновременно любые его появления где-то в относительно горячих точках мира (в реальный бой самолёт не пускают) сопровождаются различными неподтверждёнными слухами.
Первое появление «Рэпторов» на Дальнем Востоке, в Японии, так громко не обставлялось. Но зато по Сети и прессе поползли слухи о том, что появление этих машин вблизи Тайваньского пролива закончилось не только встречами с китайскими Су-27СКК и Су-30МКК, но и якобы сбитием одного «Рэптора», когда он пересёк границу китайского воздушного пространства. Конечно, этот слух никто и нигде не подтвердил. Скорее всего, это выдумка. Но не потому, что китайцы не могли свалить «Хищника». Как раз наоборот – могли. А потому, что американцы не такие идиоты и не подставили бы свой лучший истребитель, дав огромные пропагандистские козыри как китайцам, так и России.
Когда они в 2013 г. также появились поблизости от Сирии – напугать сирийцев не удалось. Но и соваться в их воздушное пространство, на зуб к ЗРК «Бук-М1-2Э», «Бук-М2» и «Панцирю-С1» – американцы не рискнули. Затем вообще быстро убрались с потенциального театра военных действий. Тем не менее опять родился слух о сбитом «Рэпторе» – столь же ничем не подтверждённый.
Следующий раз F-22A появился уже совсем недавно в Сирии для нанесения ударов по халифатчикам из «Исламского государства». Этот шаг объясняли по-разному – и как стремление заработать хоть какой-то боевой опыт для этой машины, и как возможность проверить, какова будет реакция современных средств ПВО Сирии на такого «гостя», и как желание избежать возможных потерь в случае противодействия ПВО.
Последний довод выглядит абсолютной чушью – неуязвимым и невидимым для радаров «Рэптор» является разве что в передачах для домохозяек на телеканалах вроде «Дискавери». В Пентагоне-то уж об этом знают. Как и о том, что «Рэптора» валить будут в первую очередь. Обломки сбитой машины от друзей-сирийцев сразу же попадут в Россию, а может, ещё и в Китай. Зачем это американцам? Они прекрасно знают, что, пока F-22A действуют строго против «халифатчиков», как и выпестованных ими же «умеренных душегубов» из «аль-Нусры» и «Джейш-аль-Фатх», – сирийцы стрелять не будут.
Шумная реклама несерьёзного события
Зато нынешнее размещение «Рэпторов» в Европе обставлено шумно. Для такой короткой миссии выпустили кучу пропагандистских материалов, инфографики, придумали эмблему – как будто речь идёт о крупных учениях. Было громко заявлено, что истребители переброшены в рамках «Европейской инициативы по укреплению уверенности», разумеется, «перед лицом агрессии России». Министр ВВС США Дебора Ли Джеймс заявила, что первое развёртывание F-22A в Европе было задумано с целью подачи сигнала России.
В рамках «подачи сигнала» пара «Рэпторов» через три дня перелетела из Германии в Польшу, на авиабазу Ласк, где базируются истребители ВВС Польши F-16C и МиГ-29. А в Литву прилетели два американских разведывательных беспилотника MQ-1 «Предейтор». Пробудут они там также до середины сентября.
Честно говоря, «сигнал» вышел несерьёзным. Абсолютно ясно, что беспилотники-разведчики никакой разведки над нашей территорией вести не будут и не смогут – их тут мигом собьют. И даже у самой границы им появляться нежелательно. Могут случиться неприятности, в которых можно обвинить специалистов из войск РЭБ сопредельной стороны, но доказать ничего не получится.
Американцы и не скрывают, что после событий последнего времени, они очень опасаются российских возможностей в этой сфере. Да и слухи о сбитии или «уводе» над Крымом, а потом и над Донбассом американских беспилотников (более устаревшего типа) официально не опровергаются. Правда, нет и подтверждения – но дым без огня бывает нечасто. Так что максимум MQ-1 полетают над Литвой, поучат местных воителей взаимодействию с информацией, предоставляемой беспилотниками такого класса, да и улетят обратно. Точно так же будет и с «Рэпторами».
«Рэптор» как тренажёр для России и таблетка от «медвежьей болезни»
Максимум, что светит F-22A, это встреча в нейтральных водах над Балтикой с истребителями ВВС России. Или же несколько неприятных минут получения информации о том, что они находятся на сопровождении РЛС российских ЗРК большой дальности. Могут попасть и под воздействие помех, но не в боевом режиме, а для острастки.
Очевидно, что расчёты радиотехнических и зенитно-ракетных войск ПВО ВКС нашей страны, как и лётчики-истребители и все прочие причастные лица, будут только благодарны американцам за столь полезную тренировку с их лучшим истребителем. Хотя российские лётчики-истребители уже встречались с этой машиной, но на Дальнем Востоке – на Аляске базируется 3-е истребительное авиакрыло из двух эскадрилий, и такие встречи в нейтральных водах имели место.
Зато трусоватые, но послушные восточноевропейские союзники Вашингтона «преисполнятся уверенности» в том, что о них помнят. Американцы и не скрывают, что это основная цель миссии. Как говорится, «дёшево и сердито» – прислали несколько самолётов, и польза для себя, и пропаганда, и «лучи уверенности» для марионеток. По сути, красавцы истребители стали чем-то вроде очередной таблетки от «медвежьей болезни» (диареи) для крикливых восточноевропейских сателлитов. Болезнь «медвежья» ещё и потому, что вызывается русским медведем.
Но что будет, если в Европу перелетит не 4 F-22A, а, скажем, 3–4 эскадрильи? Будет ли это достаточной угрозой для ПВО России на западных рубежах? Всё равно нет. Хотя подобные действия вынудят предпринять ответные меры. Например, перебросить дополнительный дивизион С-300ПМ2 или С-400 в Калининградскую область или 2–3 эскадрильи истребителей типа МиГ-31БМ, Су-30СМ или Су-35С на авиабазы Западного направления.
А если прилетит сотня или больше? Это уже серьёзнее и потребует и более серьёзных мер. Средства противодействия заокеанской машине у нас имеются. Но вряд ли прилетят – американцы стараются ограничиться не слишком разорительными шагами, сочетая их с пиаром.
Опасный противник
F -22A «Рэптор» – тяжёлый истребитель завоевания превосходства в воздухе. Хотя по основной тактике своего применения он куда более похож на перехватчик ПВО. Мощная РЛС с активной фазированной решёткой, малозаметность, высокая скорость и современная авионика делают его очень опасным противником. Наличие отклоняемого вектора тяги сопел (ОВТ) позволяет называть его сверхманевренным самолетом, как российские истребители поколений «4+», «4++» и «5».
Но при этом «Рэпторы» регулярно проигрывают ближние воздушные учебные бои самолётам предыдущего поколения, таким как F-16C и F/А-18Е. Последние принадлежат авиации ВМС, и летчики оттуда, в силу давнего соперничества с ВВС, не устают иронизировать на эту тему. И даже учебному самолёту Т-38С времён Вьетнама. Что, согласитесь, странно для сверхманевренной машины.
Но американцы отговариваются тем, что для ближнего воздушного боя она «не предназначена». Это стандартная отговорка в США, где пытаются похоронить ближний воздушный бой ещё начиная с 50-х годов. Если не предназначена – зачем нужны сопла с ОВТ? Хотя тактика применения «Рэптора» на учениях больше напоминает тактику перехватчика ПВО вроде МиГ-31. В целом «Рэптор» можно считать одним из лучших истребителей современности в отличие от крайне неудачного собрата по поколению – F-35.
Однако у него хватает и недостатков, таких как запредельная цена, сложность и капризность в эксплуатации. Длительное время «Рэпторы» не могли ни летать на больших высотах, ни на большие расстояния. Не удавалось устранить пустяковый недостаток в системе генерации и снабжения пилота кислородом, приведший к катастрофе и ряду лётных происшествий. Также F-22 можно считать малополезным при ударах по наземным целям – основным оружием для них является 112-кг корректируемая «бомба малого диаметра», которой можно поражать очень ограниченный набор целей.
Несмотря на то что наш тяжёлый истребитель 5-го поколения Т-50 лишь в будущем году начнёт поступать в войска, после завершения испытаний, достаточно уверенно противостоять «Рэптору» могут и Су-30СМ, и тем более Су-35С, и МиГ-31БМ. Отсутствие малозаметности они компенсируют мощными РЛС и дальнобойным оружием. А уж противостоять отечественным системам ПВО, особенно не только самим ЗРК, а системе в целом, «Рэпторы» вряд ли смогут. Взламывание эшелонированной интегрированной системы ПВО самими американцами считается задачей почти нерешаемой даже на уровне операции, а не нескольких самолётов.