Зыбкое «недоперемирие» держится на Донбассе с некоторыми обострениями уже почти полгода. Удивительное явление – обе стороны крайне недовольны сложившимся положением, готовятся к продолжению боевых действий, но никто не решается сделать первый шаг. Более того, обе стороны декларируют приверженность Минским соглашениям, только понятия о том, как их надо выполнять, у них разные. По сути, всё, что сейчас происходит, можно назвать игрой на нервах.
Сейчас армии республик проходят боевое слаживание, постепенно реформируются, одновременно усиливаясь вооружением. Но у них хватает проблем – мало обученных кадров, и их приходится готовить денно и нощно. При этом боевая подготовка идёт без остановки. Стрельбы и тактические занятия для пехоты проходят почти каждый день, постоянно ездят и стреляют танкисты. Проводится слаживание взводов, рот, ротные и батальонные тактические учения. Словом, всё по уставу (списанному с одной из не самых старых российских версий). При этом идёт и формирование новых частей.
Армия Украины: наступать хочется, но нечем
Знаменитый харьковский танковый завод им. Малышева за почти целый год передал украинской армии всего 65 танков Т-64. Часть из них просто вернулась после ремонта. Даже если сложить все «достижения» остальных бронетанковых ремонтных заводов Незалежной, цифра получится куда ниже, чем потери за прошедший год.
Несмотря на мечты о наступлении и разгроме республик, в целом в Генштабе Украины (или в американском посольстве) понимают, что имеющееся соотношение сил и качество войск дают очень призрачную надежду на некие наступательные действия локального характера. Возможны контрудары – если повезёт. Поэтому армия Украины зарывается в землю и строит укрепления – неумелые, непрочные, не по уставам. Но их достаточно много, и свою роль они могут сыграть. Подразделения ДНР и ЛНР тоже закапываются – и тоже понятно почему.
Обе стороны опасаются неудач. Им хочется, чтобы сначала полез наступать противник. Понёс бы большие потери, постучавшись лбом об оборону, а потом уже можно и самим перейти в контратаку.
Но всё же ощущение, что висящее не стене ружьё скоро начнёт стрелять, – усиливается. У ВСУ тактика «выманивания» очень проста и подла – обстрелы мирных городов. Несмотря на то что они не остаются безнаказанными, терпеть это до бесконечности нельзя: гибнут мирные люди, дети, старики. Растёт недовольство населения. Рано или поздно общение с недоговороспособным Киевом вкупе с обстрелами окончательно «достанет» и Луганск, и Донецк. Но и в республиках очень бы хотели, чтобы украинцы начали наступать первыми. Односторонние шаги по «демилитаризации» или «отводу» – своего рода приглашение к этому.
Отвод вооружений
В Минске постоянно проходят встречи контактных групп, но они не приносят большого результата. Причём, весьма вероятно, в республиках есть люди, которым такое времяпрепровождение просто нравится – поездки в тихую красивую столицу Белоруссии, командировочные, хорошие отели. То есть сам процесс куда важнее результата. На некоторых переговорах удаётся о чём-то договориться, но взаимное выполнение, как обычно, срывается.
Недавняя односторонняя инициатива ДНР и ЛНР об отводе от линии соприкосновения танков и бронетехники с вооружением калибром менее 100 мм вызвала неоднозначную реакцию, в том числе и на Донбассе. Ведь ВСУ даже формально не выполнили обязательных «минских» требований по отводу ствольной и реактивной артиллерии калибром более 100 мм. Сначала что-то отвели, потом тихой сапой почти всё вернули назад.
Это вызвало ответную реакцию. Армии республик, формально не отказываясь от отвода артиллерии, вернули её часть на проблемных направлениях. Туда, где украинцы потчуют снарядами мирных жителей. На этом фоне обещание отвести ещё и танки, БМП и миномёты калибра 82 мм выглядит для многих наблюдателей полной капитуляцией. Но давайте спокойно разберёмся.
Для начала, отвод декларировался не везде – только на тех участках, где тихо и которые не являются опасными с точки зрения обороны. Кроме того, отвести «стволы» предполагается лишь на 3 км. Даже для 82-мм миномёта максимальная дальность на дальнобойном заряде – 4 км. То есть работать по переднему краю он всё равно сможет, да и переносится назад тоже быстро. Также основной танк армии Новороссии Т-72Б способен вести огонь на дистанцию не менее 4 км прямой наводкой, в том числе ракетами. А уж времени проехать эти три километра надо считаные минуты.
К тому же первую оборонительную линию взамен можно усилить противотанковыми средствами. Особенно противотанковыми ракетными комплексами, способными быстро придушить возможный «укропский» танковый блицкриг. Более того, этот отвод заявлен как временный. В случае если украинская сторона не ответит тем же – техника вернётся назад. По сути, это достаточно удачный пиар-ход, призванный показать, что руководство Донбасса выступает за мир, а Киев к миру не стремится.
Республики не вернутся в такую Украину
Точно такими же пиар-ходами можно считать и «одностороннее выполнение» Минских договорённостей. Ведь Киев ничего толком не выполняет и не выполнит, как бы его ни заставляли это сделать. Дело в том, что собственных радикалов П. Порошенко боится куда больше, чем посла США. Американцы его вряд ли повесят – а вот националисты очень даже могут. По сути, сейчас против Киева применяется рецепт, использованный Западом в Косово. Тогда при отсутствии фактического контроля Белграда над регионом формально согласованные с сербами выборы закончились полной победой Вашингтона. На них легализовались боевики из УЧК, в одночасье ставшие депутатами, министрами и премьерами.
Если посмотреть на донбасские события в комплексе – строительство армии, государственных структур, вымывание из республик гривны с заменой на рубль как главенствующую валюту, российские дипломы выпускникам и многое другое, то становится ясно, что никакого возвращения ДНР и ЛНР в состав Украины уже не будет никогда. Впрочем, сейчас возвращение может быть, но только в виде освободительных армий Новороссии. Других вариантов просто не примет народ Донбасса.