В последние недели сирийская армия вместе с соединениями союзников достаточно уверенно наступает сразу на нескольких направлениях. Но самое главное – нигде дальше не отступает.
Очухались после нокдауна
Ситуация выглядит примерно так, как бывает в боксе или иных боевых видах спорта: пропустивший сильный удар боец после нокдауна приходит в себя и начинает теснить противника. Причины разворота ситуации в Сирии примерно таковы.
Во-первых – армия Сирии и Силы национальной обороны (СНО) высвободили значительное число войск, державших протяжённый идлибский выступ и которые не могли быть задействованы иначе, кроме пассивной обороны.
Во-вторых – произведены перегруппировка, пополнение частей людьми и техникой и прочие необходимые мероприятия.
В-третьих –сыграло роль прибытие отрядов иракских шиитов, набранных иранцами, афганских шиитов-хазарейцев (эти монголоидные потомки туменов Чингисхана считаются хорошими вояками) и собственно иранских «отпускников» и советников. Это тот самый «большой сюрприз» иранского генерала Сулеймани, который он обещал. Надо сказать, что иранцы на фронте пока открыто не светились, но потери в Сирии у них явно увеличились. Теперь гибнут не только редкие советники из старших офицеров или генералов, случайно попавшие в засаду, но и лейтенанты и нижние чины из бригад «Кодс» КСИР.
В-четвёртых – можно утверждать, что действия союзных сил в Сирии и Ираке теперь координируются. После трёхсторонней встречи иранских, сирийских и иракских военных в Ираке руководство операциями в значительной мере перешло к иранцам.
Забодают ли боевиков в Забадани?
Небольшой красивый курортный городок и райцентр Забадани (30 тыс. жителей) в Западном Каламуне провинции Дамаск имеет важное значение. Он позволяет контролировать долину в горах Каламуна и потоки грузов из соседнего Ливана. Для боевиков он всегда был лакомой целью. Освобождают его от них уже во второй раз. Большая часть Западного Каламуна, прилегающая к границе, была освобождена от боевиков «Нусры» прошлой весной.
Сейчас практически закончена зачистка оставшейся части. Хотя восточная часть Каламуна ещё имеет зоны под контролем боевиков. Сам город Забадани, в котором засели несколько тысяч «чёрных» (боевиков «Исламского государства»), вместе с расположенными рядом городками, были оставлены «на закуску». Операция по окружению и захвату значительной части города была проведена очень быстро – за сутки. Ливанцы давят с запада, сирийцы из СНО и армии – с востока.
Удалось не только окружить город и взять значительную его часть, но и рассечь группировку противника и отрезать её от любых путей отступления. Затем войска вступили в остающиеся под контролем врага районы – там завязались тяжёлые бои. Продвижение идёт так, чтобы уменьшить свои потери. Тактика в значительной мере похожа на тактику армии России в Грозном во вторую войну, когда по обнаруженным узлам сопротивления наносилось беспощадное огневое поражение, а затем добивали остатки. Массированно используются авиация и артиллерия. Пока потери союзных военных держатся на уровне 1 к 10, но и это немало.
Жалея строения в городе, союзники предложили боевикам сдать вооружение и выйти. Те попытались торговаться, после чего им было заявлено, что разговор окончен, и войска, под артиллерийским «зонтом» вновь пошли вперёд. На момент написания статьи бои в городе ещё шли, но исход их ясен.
В освобождённых районах города идут зачистки – некоторые боевики прячутся даже в канализации. Они знают, что армейцы крайне неохотно берут пленных, бывшие ополченцы из СНО не берут их вообще. А ливанцы берут ровно столько, сколько нужно для обмена на своих убитых. У «Хезболлы» есть строгое правило, что павший воин должен лежать в своей родной земле.
Наступление на Пальмиру
Оставленная в конце мая знаменитая своими красивейшими античными руинами Пальмира (Тадмор) тоже важна в военном плане. Рядом с городом находятся важный перекрёсток дорог и пути снабжения Дейр-эз-Зора, обороняемого группировкой известного в Сирии мастера обороны генерала Захреддина. Также в пустыне находятся важные углеводородные месторождения – именно с них началась операция по возврату Тадмора.
После очистки месторождений от «чёрных» войска начали продвижение к Пальмире. Но ИГ за эти полтора месяца успело не только казнить множество жителей города и порушить часть древностей, но и заминировать окрестности и особенно руины. Это сильно затрудняет продвижение. Важность операции показывает то, что туда направлена «палочка-выручалочка» сирийского Генштаба – полковник Хассан по прозвищу Тигр и его бригада. Её постоянно используют в самых сложных и важных местах. В данный момент войска подошли к городу и ведут бои за историческую его часть, постепенно охватывая Пальмиру с двух сторон.
Для противодействия переброске подкреплений ИГ из Ракки и других мест сирийская авиация делает десятки боевых вылетов, охотясь на колонны днём и ночью и уничтожая мосты. Исламисты отмечают, что у сирийской авиации появилось огромное количество корректируемых авиабомб КАБ-500 и КАБ-1500 с лазерными и телевизионными системами наведения, а также управляемых ракет. Откуда они взялись, учитывая постоянные рейсы «сирийского экспресса», – понятно.
Такие боеприпасы и раньше были у ВВС Сирии, но их было немного. Самое главное – применение такого оружия требует хорошо обученных именно для этой задачи высококлассных лётчиков. Значит, их не только оснастили современным оружием, но и обучили. Также жалуются боевики и на массированное и «жестокое» использование бомб объёмного взрыва.
Сирийцы уже строят планы по развитию наступления. После взятия Пальмиры войска могут двинуться в сторону Дейр-эз-Зора, Аль-Хасаки и, вероятно, Ракки. Очевидно, Идлеб пока возвращать не собираются. Видимо, иранские генералы поставили иракцам и сирийцам другую задачу – восстановить хотя бы частичный контроль над границей между странами, чтобы упростить снабжение из Ирана и переброску подкреплений. Но до этого ещё далеко – война продолжается.