Многолетний процесс ожидания премьер в отечественной бронетехнике завершён – техника выпущена первыми опытно-промышленными партиями и уже участвует в подготовке к Параду Победы. Её увидели миллионы людей на улицах Москвы – сначала частично зачехлённой, а 4 мая новые танки, БМП и БТР, «обнажилась» полностью, во всей красе.
Искусство бронетанкового стриптиза
Марафон по снятию полога тайны с техники длился несколько месяцев. Сначала появились робкие «сливы» в Интернете почти полностью зачехлённых объектов на железнодорожных платформах и трейлерах. Затем стали доступными фотографии лучшего качества и первые видеокадры. Новые объекты начали мелькать без внешнего защитного обвеса – их постепенно «одевали» в него. Но башни оставались неизменно под чехлами.
Причём все эти утечки обычно выглядели как плод армейского разгильдяйства: там не уследили, тут не проконтролировали. «Дозы счастья» вбрасывались истосковавшимся по новинкам любителям и профессионалам от бронетехники размеренными порциями с выверенными интервалами – чтобы не перенасытились и было что обсудить долгими вечерами.
Весь процесс чрезвычайно напоминал обольщение в исполнении хорошо понимающей в этом деле дамы. На всех стадиях «срыва покровов» оставалась некоторая притягательная недосказанность, загадка. Важно, что полностью чехлы сняли именно до парада и даже до генеральной репетиции – чтобы это событие не затмило само действо.
Но и после полного снятия «одежд» загадок не стало меньше. Тут уж ничего не поделаешь, дальше придётся только анализировать имеющуюся открытую информацию. Рассекречивания реальных ТТХ и внутренностей новой техники не будет ещё очень долго.
Крошечная ложечка дёгтя
Но есть и ложечка дёгтя. Это наш извечный армейский принцип катания квадратного и переноски круглого. Да, никто не знал, как выглядела башня танка Т-14 «Армата», и скрывали её абсолютно правильно. Но как выглядит универсальный боевой модуль «Бумеранг-БМ» для тяжёлой БМП Т-15 и средних колёсной и гусеничной БМП на платформах «Бумеранг» и «Курганец-25» – тайной даже для любителей давно не было. Он мелькал даже в телерепортажах. Но зачем-то этот боевой модуль продолжали скрывать чехлами.
Не была тайной и внешность башенного боевого модуля 152-мм САУ 2С35 «Коалиция-СВ». Зато как выглядит корпус – известно не было. Но под чехлами скрывали именно башню. А уж зачем секретить внешность пусковых установок самоходного ПТРК «Корнет-Д1», и вовсе непонятно. Их не раз показывали на всех выставках, правда, в экспортном варианте. Видимо, был приказ – «ездить с зачехлённым верхом», и его усердно выполняли.
Главная премьера
Конечно, главной премьерой стала тяжёлая гусеничная платформа «Армата». «Армат» две разновидности – это танк Т-14 (Объект 148) и тяжёлая БМП Т-15 (Объект 149).
Танк Т-14 имеет компоновку с изолированным обитаемым отсеком управления (хорошо защищённой со всех сторон «капсулой») в носовой части, необитаемым боевым отделением (БО) с необитаемой же башней и с моторно-трансмиссионным отделением (МТО) в корме. Тяжёлая БМП построена по «перевёрнутой» схеме: двигатель впереди, а отсек экипажа и десанта – за ним. Боевой модуль вооружения расположен на крыше обитаемого отсека и никак, кроме проводов, с ним не связан. Весь боекомплект находится в нём самом, поэтому при взрыве люди не пострадают. «Перевёрнутый» вариант защищён спереди хуже, но иначе тяжёлую БМП и не скомпонуешь, да и требования к её защите несколько иные, чем к танку.
Танкисты в Т-14 также полностью отделены от опасных для их жизней боекомплекта, топлива и всего остального. Размер обитаемого пространства, несмотря на серьёзно возросшие габариты танка, значительно меньше, чем у любой другой машины классической компоновки, поэтому его сложнее поразить и куда проще защитить.
Многоуровневая защита
Защита танка построена по многоуровневому принципу. Первый уровень – система постановки завес, способная сформировать простую или сложную помеху и спрятать за ней танк. Второй уровень – комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит», способный к перехвату не только гранат РПГ и противотанковых ракет, но и снарядов. Вплоть до танковых подкалиберных оперённых, летящих со скоростями порядка 1,7–1,8 км/с. Также он способен защитить танк от крайне опасных ныне боеприпасов, поражающих танк в крышу. Ну а дальше в дело вступает бронирование.
Бронирование обитаемой зоны Т-14 максимально. Танкисты сидят за очень мощным лобовым узлом. Перед верхней и нижней передними деталями корпуса (оснащёнными многослойной комбинированной бронёй нового поколения), с большим зазором навешена клювообразная бронеконструкция приличной толщины. К тому же на ней установлена динамическая защита (ДЗ) нового поколения. Точно такой же узел стоит и на Т-15. Это было видно, пока машина ещё не была оснащена полным обвесом защиты. Судя по всему, снаряды и всё другое, что сможет долететь до брони, закончат свой путь именно на этом «клюве». Но и основную броню пробить тоже непросто.
Борта обитаемой капсулы также максимально защищены. Они многослойные и прикрыты ДЗ. Крыша тоже непривычно толстая – многослойная с «плитками» ДЗ. Даже люки на этом танке толстые и многослойные. Боекомплект размещён полностью в автомате заряжания, расположенном в необитаемом БО внизу. Он достаточно хорошо прикрыт. Задняя бронестенка отсека экипажа рассчитана на то, что экипаж останется цел после подрыва боекомплекта. В случае его возгорания и детонации взрывная волна из боевого отделения должна уйти в противоположную капсуле экипажа сторону, через вышибные листы в корпусе.
Башня раздора
Тем не менее башня нового танка вызывает максимальное число споров. Слишком уж она необычна. Дело в том, что башня Т-14 – это не самое защищённое место в танке, как было ранее. Это лишь лафет для пушки, платформа для размещения прицелов системы управления огнём, элементов КАЗ, автомата заряжания и боекомплекта. Людей в башне нет. Места там очень мало и защищать некого. Поэтому башня меньше, чем ожидали многие, но выше – чтобы обеспечить защиту сверху. Наверняка её защита значительно легче, чем у обитаемой капсулы, и основана на ДЗ. Зато такая башня должна очень быстро вращаться.
Много криков от «кухонных специалистов по танкам» вызывают тонкие бронекожухи, которые формируют визуальный образ башни, закрывая её со лба и боков. Некоторым кажется, что их обманывают, подсовывая «макетную будку из жести». Нет, это не жесть, а тонкая высокотвёрдая броня, задача которой прикрывать от осколков и пуль различные датчики, видеокамеры, некоторые элементы КАЗ. Закрыть их тяжёлой бронёй нереально, но и оставить полностью открытыми тоже нельзя. К тому же кожух скрывает, что находится под ним. Скорее всего, это динамическая защита.
Пламенный мотор
Сердце «Арматы» – Х-образный челябинский дизель мощностью от 1200 до 1500 л. с. Трансмиссия танка механическая, но очень продвинутая, оснащённая электронным управлением. В сочетании с управляемой подвеской, подстраивающейся под режимы движения, дорогу и задачу машины, «Арматы» получились очень плавными, мягкими на ходу, но шустрыми и маневренными машинами
«Армата», как и остальные новые платформы, крайне компьютеризованна. Почти всё управляется и контролируется информационно-управляющей системой – работа двигателя, подвески, вооружения. Это упрощает и диагностику, и замену поломанных узлов, и настройку систем. Связана эта система и с другими машинами подразделения, и с командованием, образуя единую сеть.
Модель для сборки
Танк построен по модульному принципу. Он сконструирован так, чтобы ремонт и замена повреждённых узлов бронирования, и модернизация вооружения и защиты, проходили максимально просто. Вся броня может быть заменена на более мощную – для этого есть большой резерв по массе и габаритам.
Сейчас Т-14 вооружён 125-мм пушкой-пусковой установкой 2А82 или её удлинённой версией, оснащённой новейшими подкалиберными бронебойными снарядами, танковыми управляемыми ракетами нового поколения и т.п. Но возможно поставить и 152-мм пушку 2А83, стоявшую на предке «Арматы» – танке Объект 195.
В разных странах идут работы над электротермохимическими пушками, сочетающими в себе элементы обычных пороховых и электромагнитных пушек. Работают над ними и у нас – такое орудие также может когда-то появиться на Т-14. По сути, танкисты получат танк, который можно совершенствовать очень долго.
Этот же модульный принцип применён и для БМП Т-15, которая выглядит крайне необычно из-за своей длины. Она оснащена теми же двигателем, трансмиссией, ходовой, у неё те же КАЗ и система постановки завес и многое другое. А её боевой модуль ТКБ-945 оснащён 4 ПТУР «Корнет-Д», 30-мм пушкой и пулемётом и обладает совершенной системой управления огнём. Но он является переходным вариантом. Через 5 лет ему на замену появится новый модуль «Эпоха» с новыми ракетами и другой пушкой. Поменять одно на другое будет несложно. К примеру, во время подготовки к параду на колёсных бронемашинах «Бумеранг» были заменены пулемётные модули на такие же ТКБ-945 за несколько часов.
Всего на платформе «Армата» спроектировано уже не менее 15 машин разных типов – и это не предел.
Испытание парадом
Кстати, модульность может привести к тому, что внешний вид «Армат» по результатам госиспытаний или войсковой эксплуатации может измениться. Следующие 100 машин Т-14 и 100 Т-15, которые начнут поставлять в будущем году, могут оказаться не совсем похожими на эту партию. Известно, что после парада вся выпущенная техника уйдёт на доработку.
Сам парад – тоже неплохая проверка для новой техники. За время подготовки машины явно накатали не одну тысячу километров – чем не испытания? И всё для того, чтобы 9 Мая пройти по Красной площади на радость народу и на страх врагам.